15 – красная цена

«15 рублей за литр бензина»! Выгодно ли это нашей стране и кому это не выгодно.

В Июне 2011 года состоялся автопробег Москва-Новосибирск, организованный Партией дела. Его основной лозунг был предельно прост – «15 рублей за литр бензина»! Давайте выясним: выгодно ли это нашей стране и кому это не выгодно, возможно ли это сделать, как это сделать.

15 рублей за литр: кому выгодно, а кому – нет?

Давайте сначала узнаем структуру цены на бензин: 49% — налоги, 27,7% — себестоимость, 23,3% — прибыль. Что касается налогов, то НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – 16,9% цены на бензин, НДС (налог на добавленную стоимость) – 15,3% цены на бензин, налог на прибыль – 4,8%, акциз – 12%. Итого, сегодня, заправляя машину 92-м, мы платим 13 рублей государству. Но не только мы, рядовые граждане, но и предприятия и предприниматели, которые пользуются транспортом, а потом закладывают свои расходы в цену товаров и услуг. Поэтому у нас каждый год растут билеты на общественный транспорт, растут цены на потребительские товары и особенно продукты питания.

Это может показаться странным, но цены бензин – один из самых мощный двигателей роста цен на продовольствие, т.к. последнее нужно транспортировать: сначала сырье на завод или комбинат, затем из завод и комбината на оптовый склад, оттуда по розничным точкам. Как правило, на всех этапах продовольствие транспортируют автотранспортом, поэтому доля бензина в цене на продовольствие высока. Так в буханке хлеба доля муки – 60%, остальное – бензин, электричество, зарплата сотрудникам и 3-4 процента прибыли, т.к. наши власти борются с ценами на хлеб, а не с ценами на ресурсы. Поэтому мы расплачиваемся за дорогой бензин, покупая себе продукты питания!

Может быть, такие высокие налоги оправданы? Может быть оно к лучшему, что у нас высокие налоги? Но как бы не так. Возьмем тот же НДПИ. Нам говорят, что нефтяники должны платить за пользование ресурсами. Этот налог всеми силами отстаивают такие господа как Алексей Кудрин (министр финансов) и Владимир Мау (ректор Академии народного хозяйства), птенцы гнезда Гайдара, ярые либералы. Вы действительно верите хоть единому их слову? Вы действительно думаете, что они хотят обложить налогами НЕФТЯНИКОВ? Нефтяники просто переложат уплату этих налогов, пошлин и акцизов на население и получится, что НДПИ платят не Аликперовы и Вексельберги, а простые люди, покупая не яйца Фаберже, футбольные клубы и яхты, а колбасу и яйца куриные.

Но что самое замечательное, ставки НДПИ привязаны к мировым ценам на нефть, даже когда эта нефть идет на внутрироссийское потребление. Чем выше цена нефти на иностранных биржах, тем больше налога платят простые граждане России за нефть, которая не торговалась на этих биржах! Неужели наше государство не в состоянии само определять стоимость природных ресурсов? По закону, государство является собственником недр (статья 335 Налогового Кодекса РФ), тогда почему оно не должно называть цены своим полезным ископаемым? Почему за нас это должны делать спекулянты в Лондоне и Нью-Йорке?

Что же происходит с этими нефтеденьгами? Может они идут на строительство передовых заводов, дорог, мостов? НЕТ! Эти деньги либералы обозвали «проклятыми» (кто бы говорил о проклятьях) и со словами о каком-то «ресурсном проклятье» запихнули их в Стабфонд, а Стабфонд вложили в облигации таких стран как Австрия (госдолг — 70.4 % ВВП), Бельгия (неплательщик, гос.долг — 98.6% ВВП), Финляндия (госдолг — 45.4% ВВП), Франция (госдолг — 83.5% ВВП), Германия (гигант и несущая колонна ЕС; госдолг 78.8% ВВП), Греция (это та самая Греция, что по своим долгам не может расплатиться, гос.долг – 144% ВВП), Ирландия (госдолг — 94.2% ВВП, тоже неплательщик), Италии (госдолг 118.1% ВВП), Люксембурга (внешний долг 3854% ВВП), Нидерландов (госдолг — 64.6% ВВП), Португалии (неплательщик, госдолг 83.2% ВВП), Испании (неплательщик, госдолг — 63.4% ВВП), Великобритании (госдолг — 76.5%) и США (госдолг 58.9% ВВП). Эти данные о государственном долге (т.е. задолжности казны) этих стран, любезно предоставленные ЦРУ. Как можно понять из этих данных, распорядились этими деньгами не самым лучшим образом.

Наивно было бы полагать, что если что-нибудь подправить в механизме Стабфонда, если его вложить в бумажки понадежней, в Китай, например (о перспективах Китая см. Дракон на глиняных ногах), то все будет нормально. Такая система порочна сама по себе, и так не будет. Ведь 1 рубль, который получает Стабфонд приходится около 4 рублей недополученных экономикой из-за повышенных издержек средств, т.к. эти деньги уплачиваются многократно – сначала нефтяники, потом автомобилисты и предприятия, потом, рядовые граждане (совершая поездки и покупки), итого, этот налог уплачивается несколько раз, что снижает покупательскую способность граждан и конкурентоспособность предприятий! А за литр горючего, которым заправляются танки и самолеты уплачено еще больше раз. (Уплаченные несколько раз нами деньги идут в карман государства, которое покупает горючее, в цену которого заложен налог, т.е. государство само себя обкрадывает!). Поэтому, нам не нужны стабфонды, нам не нужны НДПИ и НДС на горючее, нам нужно дешевое топливо.

Так кому же выгодны нынешние цены на бензин?

Нефтяники получат свою прибыль при любом раскладе цен на бензин, и хотя 23% от 25 рублей и 23% от 15 сильно рознятся, трудно сказать, что они – главные выгодополучатели, т.к. значительную часть прибыли они получают от экспорта сырой нефти. (По данным агентства Росбалт, сегодня 47,5% добытой российской нефти идет на экспорт), а в этих 23% очень высока доля прибыли переработчика и розничного продавца. Нынешние цены на бензин выгодны, прежде всего Западу, т.к. деньги, уплаченные гражданами, идут на поддержку финансовой системы США и ЕС, которые без этой поддержки наверняка были бы признаны банкротами. Помимо этого, Запад извлекает и косвенную выгоду из этого положения. Так как высокие цены на бензин повышают издержки любого производства и предпринимательства в России. Следовательно, российская экономика не сможет развиваться на полную мощь, т.к. из-за высоких издержек, связанных с дорогим бензином, дорогим газом, дорогим электричеством, наши товары набирают в цене, а не в качестве, что делает их неконкурентоспособными перед лицом западных компаний, разместивших свои активы в Китае и, таким образом, снизившими свои издержки.

Снижение издержек – одна из задач менеджера (даже не обязательно, эффективного), но как мы видим, с ней не то, чтобы не справляются, ставится ровно противоположная задача – повысить и повышать издержки! Это не то чтобы неэффективный менеджмент, это сознательное вредительство.

В России высокие цены на горючее не только подрывают конкурентоспособность отечественных предприятий, но представляют прямую угрозу целостности страны, прежде всего, экономической целостности. Яркий тому пример – зерно. После неурожая, который постиг нашу страну в 2010 году, как все мы помним, был введен запрет на вывоз зерна. Казалось бы, разумный шаг, но из-за высокой стоимости перевозки было невыгодно перевозить зерно, например, с Алтая в Москву. Москве гораздо дешевле было закупить зерно в Канаде, зато Алтай был лишен возможности продать свое зерно в европейской части страны (где живет больше людей, следовательно, рынок крупнее), т.к. высокая стоимость перевозки делала его товар неконкурентоспособным по сравнению с импортом. Таким образом, высокая стоимость транспортировки, во многом вызванная высокой стоимостью топлива, препятствует товародвижению внутри страны, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация — одни и те же товары могут экспортироваться в одной части страны, но импортироваться в другой. В такой ситуации нас ждет экономическая дезинтеграция или попросту – распад, т.к. регионы будут все более тяготеть к своим внешним торговым партнерам, и будут предпочитать торговлю с другими регионами страны, торговлю с другими странами.

Высокие цены на горючее приводят, порой, к трагикомичным ситуациям – уже не первый год наши летчики оттачивают свое мастерство на тренажерах и симуляторах; реальные полеты сведены к минимуму. Одна из причин тому – высокие цены на горючее. Такая же ситуация в танковых войсках, где танки, порой, годами стоят, ни разу не заводясь только потому, что финансирования не хватает на покупку горючего. Думаю, не стоит объяснять, что если летчики не были за штурвалом, а танкисты мало ездили на своих машинах, подготовка этих летчиков и танкистов оставляет желать лучшего. Таким образом, высокие цены на горючее подрывают нашу безопасность.

15 рублей за литр – оптимальная цена бензину в современных российских условиях, с такой ценой наши предприниматели и простые граждане перестанут считать каждую копейку в магазине и бухгалтерском балансе. Наши предприниматели смогут тогда производить более дешевую и более качественную продукцию, которую смогут купить все большее число людей. Если снизить цену на бензин, то Россия со временем станет все более сильной страной, перед которой будут трепетать и Европа и США, т.к. они будут расплачиваться с долгами, а Россия будет развиваться.

Возможно ли снизить цену на бензин и как?

Да, снизить цену на бензин возможно. Для этого требуется: отменить акцизы НДПИ и НДС на бензин. Это 44% стоимости! Если это сделать, то цена на бензин снизится до 14 рублей! При этом, надо проконтролировать, чтобы цены на бензин тоже снизились и не на 5 копеек, а как положено, до 14-15 рублей. Это уже задача Федеральной Антимонопольной Службы.

Противники снижения налогов говорят, что тогда у нас, мол, бюджет опустеет, но ведь можно переложить эту налоговую нагрузку на экспорт сырья! Повысьте экспортные пошлины так, чтобы компенсировать потери, связанные с отменой налогов на внутреннюю нефть. Тогда бюджет не оскудеет, тогда оскудеют карманы нефтяных олигархов, которые хотят просто сидеть на трубе, зато карманы работящих людей только потолстеют. Следовательно, работящие люди купят больше товаров, с которых будут уплачены налоги, которые и пойдут в бюджет и бюджет еще раз выиграет. При этом, работящие люди не будут постоянно смотреть за границу и думать, куда бы сбежать – они всем обеспечены здесь, они всем довольны, им никуда не надо и капиталы свои они будут вкладывать в Россию, а не в «Челси».

Но если вы думаете, что нефтяники сильно пострадают от этого, то вы не правы: снижение цены на бензин вызовет рост его потребления внутри страны, следовательно, продажи и прибыль нефтяников, что хоть и частично, но компенсирует потери, связанные со снижением сверхприбыли от экспорта сырья. Зато завинчивание экспортной трубы заставит нефтяников развивать нефтепереработку и вкладываться в новые технологии, что, в конечном счете, принесет им намного большие доходы через некоторое время. Единственные, кто пострадают, это страны Запада и их прислужники – А. Кудрин и компания, которые, называя себя либералами (которые вроде должны поддерживать снижение налогов), только и делают, что затягивают налоговую петлю на шее российских граждан и российских предпринимателей.

И потому Партия дела призывает граждан на мирный протест против высоких цен на бензин, отмене НДПИ, повышении экспортной пошлины на сырую нефть. От этого зависит благосостояние и безопасность каждого гражданина России! Нам не нужно кормить европейских и американских банкротов, нам нужно дешевое топливо!

Роман Иноземцев

специально для «Народного Собора»