Откуда есть пошел «Русский крест»?

Среди многих чудес СССР демографическое – самое значимое.

Демографическая ситуация в России не может не вызывать обеспокоенность. Проблема заключается в так называемом «русском кресте» — пересечении графиков падающей рождаемости и растущей смертности. В итоге – «естественная убыль населения» (это такой термин), которая не может являться естественным явлением в жизни любого народа. И у такой ситуации есть причины и есть виновники.

Не самая продуманная и популярная политика нынешней российской власти приводит к тому, что люди начинают искать образцы лучшей страны, более великой и благополучной, которой они гордились и в которой были счастливы. Далеко ходить не надо: для многих это СССР – страна, в которой выросли миллионы наших сограждан, и от которой остались приятные воспоминания. СССР давно превратился в образ желаемого завтра, в котором небо чище, а трава – зеленее. Их послушать, так в Советском Союзе было все хорошо, особенно с рождаемостью. Так ли это?

Крест подкрался незаметно

В СССР действительно проводилась политика по стимулированию рождаемости. Это проявлялось в появлении декретного отпуска, выплатах по рождению детей, детских пособиях и т.п. Однако поющие осанну советской демографической политике говорят о том, что если во всех экономически развитых странах рождаемость колебалась в районе 2 детей на женщину, то в СССР с 1980 по 1987 годы она выросла до 2,5 детей на женщину! Нам показывают графики, где показывают резкий скачок рождаемости вследствие антиалкогольной кампании, но обожатели СССР нарочно умалчивают один важный факт: если увеличить ретроспективу графика рождаемости до начала 20-го века, то мы увидим, что те успехи и беби-бумы, которыми они кичатся (после Великой Отечественной Войны, во время антиалкогольной кампании М.Горбачева), окажутся не более, чем муравьиной возней возле критической отметки по сравнению с теми показателями, которые демонстрировала Российская Империя при якобы «кровавом» императоре. Выходит, что при Николае IIнарод так плохо жил, что с горя увеличился в размерах в полтора раза! Такого не было ни при «развитом социализме» Л. Брежнева, ни во времена антиалкогольной кампании М. Горбачева, ни в «нулевые годы» В. Путина.

Как видно из приведенного графика, в результате индустриализации рождаемость в стране резко упала. Некоторые авторы объясняют это «преступлениями сталинского режима», но нас интересует другая часть графика – 60-е – 80-е, когда не было, ни И. Сталина, ни войн, ни репрессий, а были те самые победы Советского Союза в науке и технике, высокие социальные гарантии, в общем, все то «светлое прошлое», по которому многие тоскуют. И в это самом «светлом прошлом» рождаемость почему-то вплотную подползает к отметке, ниже которой нация начинает вымирать. Пересечение графиков падающей рождаемости и растущей смертности стало реальной угрозой СССР еще в 1960-х. Вот так, тихо и не заметно к русской нации подкрался «русский крест» без развала страны, без войн и без разрушения предприятий. Поклонники СССР говорят о демографических достижениях в Стране советов: действительно, чтобы обрушить рождаемость с 7 до 2,5 детей на женщину, нужно постараться.

Куда уходят дети?

Этой версии событий противостоит либеральная теория «демографического перехода» от модели «высокая рождаемость – высокая смертность» к модели «низкая рождаемость – низкая смертность», но ни один либеральный демограф так и не смог внятно объяснить почему (а не как) так происходит. По их мнению, основной причиной падения рождаемости становится «повышение культуры и материального достатка». Да, того самого, которого, если судить по популярному ныне объяснению ситуации, якобы не хватает, чтобы рождаемость выросла! Парадокс какой-то, не правда ли?

Более того, если рождаемость обратно связана с уровнем культуры и дохода, то получится, что русские цари были некультурными и бедными людьми, т.к. их семьи были многодетны, равно как и тысячи дворянских семей. Однако следует отметить один позитивный момент: растет осознание того, что низкая рождаемость вызвана отнюдь не низкими доходами.

Может тогда причина в другом? Может, причина в урбанизации? Действительно, с началом сталинской индустриализации население городов стало стремительно расти за счет деревни. Многодетной семье в квартире тесно, это вполне может вызвать падение рождаемости. Это было бы так, если бы не суровые данные статистики: между городом и деревней есть разница в уровне рождаемости, но она не принципиальна и это касается как депрессивных вымирающих регионов, так и зон демографического взрыва. Более того, во многих регионах рождаемость в деревне ниже городской! Выходит, что одним переселением в деревню ситуацию не исправить.

К чему же призывают последователи теории перехода? Ни к чему! Завозить мигрантов, расслабиться и получать удовольствие.

Хоть к чему-то призывают поклонники Советского Союза. Они проповедуют всесильность запрета на аборты (кроме случаев угрозы жизни матери) и о чудотворности пронаталистской политики. В качестве примера (помимо антиалкогольной кампании в СССР) приводят кем-то любимую нацистскую Германию, где благодаря этим мерам удалось поднять рождаемость на 40%. Это, безусловно, достижение. Но если мы примем за точку отсчета не 20-е годы, 19 век, то увидим стремительное падение рождаемости в Германии, да такое, что никакой Гитлер не мог кардинально изменить ситуацию (см. график 1 и 3).

По сути, данный подход призывает ставить заслон на пути потока – это хоть какая-то попытка повлиять на ситуацию, но и она обречена на провал: идти против ветра малопродуктивно.

Что же тогда делать? Нужно понять, откуда и почему он дует и тогда можно будет реально изменить его направление.

Эхо Павлика Морозова

В чем же причина? Причина состоит в следующем: демографическое поведение крайне инертно (что посеешь, то пожнут внуки) и этим объясняются колебания показателей рождаемости в крайне неблагоприятные периоды с дальнейшим восстановлением после нормализации ситуации (как это было на примере Гражданской войны). Другое дело – поступательное движение в том или ином направлении: здесь уже включаются долгосрочные тенденции, действующие медленно, но неумолимо. Именно поэтому рождаемость в СССР, как и в Германии и в десятках других стран, стремительно падала в благополучные годы, т.к. «бомбы замедленного действия», заложенные десятилетиями ранее срабатывали через несколько десятилетий.

Что же это за бомбы такие? Прежде всего, разрушение традиционной русской культуры, стержнем которой было Православие. Взрывы храмов и уничтожение духовенства вырвали стержень, а разрушение деревни, связанное с созданием сталинской экономики (индустриализация и коллективизация) были направленные на разрушение традиционных форм общежития – семьи и общины. Героем того времени стал Павлик Морозов, предавший отца. Тут следует отметить, если верить статистике, уровень рождаемости находится в обратной зависимости от удельного количества разводов (коэффициент брачности/разводимости), равно как и от удельного количества абортов и добрачных беременностей. И как показывает та же суровая статистика, браки заключенные не на небесах, а в ЗАГСе не просто распадаются чаще, в последнее время они стали совершенно неустойчивыми и это – «Эхо Павлика Морозова».

Понимало ли руководство страны всю опасность проводимого курса? Думаю, задачи индустриализации стояли для него настолько остро, что ни о чем другом, оно, видимо, не думали.

Другой, не меньшей, «миной замедленного действия» стала коммунистическая идеология и ее материализм: изъяв Православие из жизни людей, его заменили суррогатом коммунизма, призывавшего не стяжать богатство на небесах, а строить рай на земле. На первоначальном этапе это требовало отказ от потребления сегодня ради потребления завтра, т.е. имитировало христианскую мораль (см. Кодекс строителя коммунизма). По началу, народ «съедал» «завтраки» (сказывалась традиционное воспитание подавляющего числа населения страны), но вечно кормить «завтраками» невозможно и населению уже хотелось «пожить». К сожалению, советская экономика не могла произвести достаточно товаров повседневного потребления, а народные нужды нельзя было загнать в рамки потребностей, предписанных Госпланом. В условиях господства материализма в сознании, общество с трудом могло мыслить о чем-то другом, кроме как о материальном потреблении, а если к этому добавить дефицит товаров, то получим одержимость. И дети, естественно, были, не даром небес, не вложением в счастливую старость, а бременем, с одной стороны, и атрибутом – с другой. Именно поэтому в СССР, а именно в РСФСР, БССР, УССР, ЭССР стремительно распространяются аборты. Рост и пик пришелся не на проклятые 90-е, а на вполне обеспеченнее 60-е и 70-е. 1965 год – пик абортов в РСФСР – 274 аборта на 100 живорождений – этот рекорд не превзойден даже Российской Федерацией.

Тут кто-то возмутится и скажет: «Простите! Но был же театр, было искусство, этим тоже интересовались! А советское кино?» Но на это есть ответ: что же тогда бешенным спросом пользовалась западная попса и западные же товары? Почему же на первых видеокассетах пираты тиражировали не советское кино, а американские боевики? И почему же сразу после распада СССР мы погрузились в болото бескультурья? Боюсь, сегодняшнее хамство, неуважение к старшим и бескультурье были выпестованы в СССР.

А может дело в распространении технологий контрацепции? Действительно, может у людей просто не было возможности воздерживаться от рождения детей, которых они не хотели?

Для того чтобы ответить на этот вопрос приведу пример Франции: в 17 веке каждый четвертый европеец был французом! К 1790 году население страны составило 27,2 млн. человек; французы по своей численности превосходили все европейские народы, даже русских. Однако уже в середине 19 века Россия обгоняет Францию по населению. Вскоре Францию обогнала и Германия. В отличие от остальных европейских стран, рост населения Франции замедлился, хотя социально-экономичекое положение дел было примерно одинаковым: нельзя было сказать, что французы были богаче или грамотнее тех же немцев и англичан.

Единственное, что было у Франции и чего не было у остальных – торжество республики, свободы, атеизма, принесенные вдохновленной Просвещением Французской революцией.

Именно влияние идей материализма, можно предполагать, стимулировало спрос на аборты (которые осуществлялись в антисанитарных по нынешним меркам условиях со всеми вытекающими последствиями) и другие виды контрацепции – спрос родил предложение!

Дух определяет бытие

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать простой, но суровый вывод: не достаток и квадратные метры влияют на рождаемость, но духовное состояние и прочность устоев семьи и брака, основанные на традициях народа, стержнем которых может быть только религия. Это не означает, что не нужно заботиться о благосостоянии народа. Это значит, что одного повышения уровня жизни явно не достаточно. Прав был диакон Андрей Кураев, заявив, что «атеисты размножаться не умеют». Это не субъективное мнение, это статистика. Но у России есть огромный потенциал, который мы сможем реализовать, если, как говорит Патриарх Кирилл, справимся с духовным кризисом.

Роман Иноземцев

Координатор Движения «Народный Собор»