От Ломоносова да Маннергейма

Русская геополитика: возникновение и развитие(часть 1).

В начале XX века громкую известность получила новая наука – геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу. В СССР её запретили в 1934 году, в Нюрнбергском трибунале её пытались признать преступной наукой. В мире же ею пользуются, её изучают, но при этом как-то стесняются ссылаться на геополитические данные, предпочитая изливать водопады лицемерной болтовни о правах человека и о мире во всем мире.

Между тем, геополитика – просто наука. Такая же, например, как математика или химия. У нее есть свой предмет исследования – взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод: системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. В практическом применении геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику.

Геополитическая практика существует давно. Скажем, ассирийские цари, завоевывая новые территории, предпринимали меры по их закреплению в составе Ассирии путем изменения этнического состава этих территорий. С давних пор известны и геополитические научные труды. Первым из известных стал знаменитый трактат Сунь Цзы (VI в. до н.э.). Можно упомянуть трактат Марина Сануто о Ближнем Востоке (XIV в.). Но в целостную систему геополитика сложилась в конце XIX – начале XX веков.

Так уж получилось, что геополитика развивалась в русле англосаксонской (Макиндер, Спайкмэн, Хантингтон) и германской (Ратцель, Челлен, Хаусхофер) научных школ, а мы, русские, вроде бы прошли мимо неё. Утверждают даже, что от этого и все беды России в XX веке, поскольку, дескать, правительства, владеющие геополитическими методиками, обыгрывают нас на международной арене, как хотят, а теперь уже влезли и в наши внутренние дела. Но не всё так просто и однозначно. Действительно, русские стали называть науку, которой они занимались, только с 1920-х годов (первыми это сделали т.н. «евразийцы»). Но сама эта наука, хотя и под другими названиями, развивается в России с 1830-х годов.

В развитии русской геополитической школы можно проследить три этапа. До начала складывания геополитики в России были её предшественники, среди которых выделяются В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов. На их основных идеях и основывали свою деятельность геополитики первого этапа, известные как представители «славянофильской школы». Возникновение славянофильского учения относится к 1834 году, когда И.Киреевский выступил с программным трудом «Девятнадцатый век» (сразу же запрещённым). В большей степени известны братья Аксаковы, А.Хомяков, Ю.Самарин. Наиболее активно они выступали в период возмущения российского общества пресловутым «Философическим письмом» Чаадаева. Необходимо было дать ответ Чаадаеву, и ответ был дан.

От своеобразной религиозной философии славянофилы перешли к осознанию особой миссии русского народа, обусловленной его принадлежностью к истинной вере. Выработанная славянофилами категория «соборности» (которую сейчас всяк толкует вкривь и вкось) привела их к пониманию роли общинного строя, как глубинной этнопсихологической основы России. Осознав же особость России в мире, они осознали и её родство со всем славянством и неизбежность противостояния Западу.

Славянофилы сформировали круг литераторов (Тютчев, Даль, Островский, Григорьев) и инициировали возникновение славистики (Буслаев, Бодянский, Григорович, Срезневский). Они деятельно участвовали в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года. Огромна роль славянофилов в развитии связей России с зарубежным славянством: в 1858-1878 годах они создали сеть Славянских комитетов по всей империи, учили подростков, платили пенсии, трудоустраивали беженцев, формировали и вооружали добровольческие части для боевых действий в славянских землях. Многие из их идей (например, концепция Земского собора, как высшего законодательного органа власти) достались по наследству народникам.

Наиболее зрелые идейно-теоретические плоды славянофильство принесло в последние годы своего развития. Это работы Р.Фадеева, Н.Данилевского и К.Леонтьева. В первую очередь это работа Н.Данилевского «Россия и Европа», суть которой в том, что единой человеческой цивилизации вообще не существует, что в зависимости от условий развития на различных территориях (акваториях) складываются обособленные культурно-исторические типы (то, что Тойнби позднее назвал «цивилизациями»). Данилевский показал, что эти культурно-исторические типы принципиально не смешиваются и изменяются только в исторических масштабах, основываясь на этнических качествах, выработанных ландшафтом и историческим развитием (то, что позднее Юнг именовал «архетипом»). Таким образом, Данилевскому принадлежит одно из самых фундаментальных открытий за всю историю геополитики.

Р.Фадеев, отставной генерал, работавший одновременно с Данилевским, в своих «Мыслях о Восточном вопросе» выдвинул гипотезу единого центра концептуального управления миром и впервые предложил методы геополитического противоборства. Представляет немалый интерес его труд «Русское общество в настоящем и будущем», в котором он предложил принципы реорганизации общества с целью повышения его сплоченности и направленности выброса пассионарности (применяя более поздний термин). Но Фадеев известен и как геополитический практик, один из организаторов панславянского движения, главный военный советник в египетской и черногорской армиях в период их борьбы с Турцией, командующий сербской армией в 1876 году (позднее он передал этот пост своему коллеге по геополитической практике М.Черняеву).

Константин Леонтьев знаменит многими трудами, большинство которых в геополитическом плане представляют собой исследования ситуации. В отличие от основателей славянофильства, он исходил не из заранее определенных постулатов, а делал выводы из реальности (что стало характерным на двух последующих этапах развития геополитики). И вот, несмотря на свое славянофильство, Леонтьев пришел к выводу, что Россия в своих устремлениях развития не должна стремиться только к единению со славянством. Он определил, что часть славянства уже необратимо ушла в западную цивилизацию, в ряды врагов России. В теоретической области Леонтьев впервые выработал общие закономерности развития этносов, государств и цивилизаций (три стадии циклического развития – «первичной простоты», «цветущей сложности», «вторичного упрощения и смешения»). Практически претворял в жизнь идеи Леонтьева русский политический деятель Н.Победоносцев.

И, тем не менее, история развития славянофильской геополитической школы, заканчивается К.Леонтьевым и Д.Победоносцевым. Почему? Метафизика исчерпала свои возможности в геополитике, системный метод вытеснил ее, а носительницей системного метода была милютинская геополитическая школа.

Строго говоря, военная геополитическая школа, более известная под названием милютинской, родилась почти одновременно со славянофильской. В 1837 году подполковник П.Языков, профессор незадолго перед тем учрежденной Академии Генштаба, выпустил в свет труд «Опыт теории военной географии», в котором изложены задачи русской геополитики и программа ее развития. В своем учебнике Языков однозначно запрограммировал основной видовой признак русской геополитики – предпочтение качественных характеристик количественным. Он призвал не довольствоваться сравнением географических пространств, но сравнивать их более глубоко скрытые характеристики и свойства.