Святослав Григорьев: Образование без культуры – это нонсенс.

Интервью с д.с.н., профессором, член-корреспондентом Российской академии образования, Почётным координатором «Народного Собора» Святославом Ивановичем Григорьевым.

Корреспондент:— Святослав Иванович, в этом году вы, реализовав четыре проекта в трёх институтах РАО, завершаете пятилетний цикл исследований и разработки культуроцентричной модели компетентностного подхода к оценке качества социального образования. Эту модель многие эксперты считают альтернативной компетентностной модели управления качеством подготовки кадров, развития высшего образования в целом.

А это, говорят они, сталкивает нас с организаторами Болонского процесса, с европейским образовательным пространством….

Как вы сами оцениваете результаты вашей работы? В чём специфика ситуации?

С.Григорьев:— Противодействие российских вульгарно-рыночных реформаторов культуроцентричности образования стало очевидным уже в 1990-е годы. Тогда они увидели в этом угрозу «массового распространения национализма». Это привело к ликвидации национально-региональной компоненты, «размазыванию» её по вузовским образовательным программам, из которых стала масштабно выдавливаться социогуманитарная составляющая…

Корреспондент:— Что это значит конкретно?

С.Григорьев:— Примером может послужить такой предмет, как социология. Её стали исключать из программ обучения, она потеряла статус обязательной в системе вузовского образования. На одну треть сократилось количество преподавателей, штат кафедр социологии и социологических отделений, факультетов.

Особенно масштабно сократилось преподавание социологии в технических, медицинских, аграрных вузах. Это привело к явному снижению качества, масштабному сокращению не только социального, но и в целом социогуманитарного образования. Этому способствовала формализация его оценки по Болонской модели, ослабление роли и авторитета кафедр, их методических советов, личности преподавателя.

Обозначилась массовая дегуманизация и дегуманитаризация образования во всероссийских масштабах… под прикрытием лозунгов о «приоритетах гуманизации» образования…

Корреспондент:— А почему всё-таки это произошло после очевидного ренессанса социологии как науки и учебной дисциплины в 1980-1990-е годы?

С.Григорьев:— В главном, думаю, это обусловлено тем, что в нашем олигархате доминируют представители некоренных народов России. Они не заинтересованы в развитии социальной культуры, грамотности её коренного населения.

Это связано и с массовой «быдлезацией» населения, потерей им интеллектуальной, духовно-культурной мотивации, смыслов жизни, представлений о справедливости. Это определило отторжение социологии, других социальных и гуманитарных дисциплин от образовательной практики.

А массовое социальное просвещение превратилось просто в коммерческую рекламу…

Корреспондент:— В чём выражалась ваша критическая позиция и научная деятельность за последние 10-12 лет? И как она была воспринята общественностью и властью?

С.Григорьев:— По-разному. У нас ведь и во власти, и в рядах гражданского общества, и в бизнесе есть разные люди. И к тому, что мной было сделано в этом направлении, отношение было часто прямо противоположным: от конструктивной поддержки и наград до критики и провокаций, судебных разбирательств…

Корреспондент: — Даже?! Кто это спровоцировал и почему?

С.Григорьев:— Спровоцировали те силы, которые воюют с нами с 1917 года.

В 2010 году ректор РГСУ, академик Жуков и его доверенные лица организовали против меня и моих коллег судебное разбирательство. Якобы одна из доверенных лиц Жукова – профессор Дубровская физически пострадала при общении со мной во время передачи дел при моём увольнении из РГСУ.

Хорошо, что юристы-патриоты помогли мне, и дело было закрыто за отсутствием улик. Но причиной «наезда» была именно разработка культуроцентричной модели социального образования, а также рекомендаций по созданию учебников и учебных пособий. За такую же работу мне в 2006 году была присуждена Государственная премия правительства России, а также почетное звание Заслуженного работника высшей школы РФ.

Корреспондент:— Говорят, что вы провели ещё и собственное расследование, но почему-то не обнародовали его результаты…

С.Григорьев:— Да, это так. Данные пока не обнародованы, поскольку президентом вновь стал Путин, который дал надежду на возрождение отечественной государственности, сохранение национально-государственных основ отечественного образования.

Сейчас, кстати, при принятии новой версии закона об образовании, при определении новой стратегии общественного развития будет ясно, стоит ли обнародовать результаты расследования.

Корреспондент:— А что вам удалось сделать в Российской академии образования? Какие проекты удалось реализовать в последние годы?

С.Григорьев:— В 2011-2012 годах, выполняя работы по четырём проектам трёх НИИ РАО, я завершил программу оценки качества социального образования. Основу работы стоит понимать так: «культура – основа качества образования». Это позволило и открыть научно-образовательный центр, и развернуть международный конкурс молодых учёных и студентов «Образование и социальная культура: глобальное, национальное и региональное, консерватизм и модернизация». Кроме того, был организован всероссийский конкурс «Использование русской художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук вузов России»…

Корреспондент:— Но это во многом противоречит либерально-рыночной реформации образования, в которой навязывается глобализация образования, превращённого в услугу. Как удалось в такой ситуации сделать то, о чём только что сказали?

С.Григорьев:— Это удалось сделать не потому, что я совершил геройский поступок, а в связи с тем, что, слава Богу, у нас и в органах власти, и в системе образования, в гражданском обществе есть люди, понимающие, что происходит на дворе. Они вот и помогли всё это сделать…

Корреспондент:— Святослав Иванович, спасибо Вам за интересную беседу.

С.Григорьев:— Спасибо Вам.