Александр Лапин: «Наша элита должна, наконец, вспомнить, где её корни».
Россия лишь в том случае имеет шанс на долгосрочное развитие, если займётся воссозданием подлинно русской элиты.
Порой складывается впечатление, что многие национал-патриоты в процессе борьбы с «мировым злом» не видят самого основного. Можно разрабатывать сколько угодно концепций возрождения России и бороться с ненавистным «Либеральным проектом», но ни одно даже самое благое и амбициозное начинание не сможет быть жизнеспособным в долгосрочной перспективе без воссоздания волевой, талантливой и во всех отношениях сильной национальной русской элиты – элиты, имеющей свои сугубо русские основы и традиции, элиты с хорошо функционирующими, естественными социальными лифтами, элиты, не боящейся бросить вызов «хозяевам мира сего» и защитить свой народ. Очевидно, что эти характеристики не относятся к большинству тех персон, которые по тем или иным обстоятельствам оказались у рычагов государственного управления, во главе ключевых отраслей экономики, средств массовой информации, в культуре. Хотя, бесспорно, есть во всех перечисленных областях и на всех уровнях достойные люди, мыслящие стратегически и национально, те, кто хочет не просто «казаться» элитой, а действительно ею быть, кто желает стать полноправным хозяином в своём доме, а не временным исполнителем воли «заморских кукловодов».
Элитой не становятся по росчерку пера или по наличию весомых банковских счетов и недвижимости. Кристаллизация национальной элиты – это длительный процесс, занимающий порой несколько поколений. Он связан с такими понятиями как защита политического и экономического суверенитета, а также духовно-культурной самобытности от внешних агрессоров и скрытых внутренних врагов. Порой процесс образования элиты напрямую зависит от национально-освободительной борьбы того или иного народа в условиях оккупации. Именно в борьбе наиболее одарённые и волевые личности закрепляют за собой статус лидеров и победителей – статус условных «старших братьев», которые собственным примером доказали свою способность идти на личные жертвы ради спасения всего народа.
Но этого недостаточно. Любая суверенная держава, если она хочет оставаться суверенной, обязана выстраивать некий внутренний механизм воспроизводства национальной элиты в виде средних и высших учебных заведений, подготовительных центров, закрытых институтов, от начала и до конца пронизанных не только передовыми образовательными программами, но и национальным корпоративным духом. Молодые люди, решившие посвятить свои жизни служению обществу и Отечеству, должны ясно понимать в какой стране они живут, каков менталитет государствообразующего народа. В противном случае государство воспитает либо коррумпированных и эгоистичных карьеристов-потребителей, которые, добравшись до власти, подвергнут страну разграблению под предлогом государственных потребностей, либо высокообразованных космополитов и интернационалистов, стремящихся встроить страну в глобальные (либеральные или левацкие) проекты, не считаясь с мнением собственного народа.
Увы, современная Россия в этом отношении в незавидном положении. Ведущие академии, университеты и институты, как, впрочем, и вся система образования и «культурного просвещения», пережив либеральный погром 1990-х годов, нацелены не на то, чтобы выращивать национально мыслящую элиту, а на то, чтобы способствовать становлению «всестороннее развитой и свободной личности», а по сути, чтобы весь образованный слой в РФ либо эмигрировал в экономически более перспективные страны либо служил интересам глобализма на русской земле. Коррумпированная российская квазиэлита воспроизводит себя и своё бытие без целеполагания. Безусловно, механизмы формирования национальной элиты существовали как в Российской Империи, так и в Советском Союзе. Свои преимущества и недостатки имелись в обоих случаях. Так в Царской России при всей закрытости и определённой непроницаемости высших кругов и космополитизме интеллигенции были военные и гражданские учебные заведения с вековыми традициями формирования национальной элиты. В СССР же при относительно отлаженной системе социальных лифтов через ведущие ВУЗы, партийные школы и центры подготовки кадров для спецслужб в силу коммунистической доктрины отсутствовало русское духовно-культурное целеполагание в системе подготовки советской элиты. Именно по причине отсутствия национального и духовного целеполагания (Москва – Третий Рим) позднесоветская высшая партийная, хозяйственная и силовая номенклатура в некотором смысле выродилась и мутировала в современную российскую коррумпированую систему безнравственной эксплуатации собственного народа, утратив все основополагающие признаки национальной элиты.
Что касается преемственности традиций воспитания национальной элиты в Российской Империи, то можно констатировать, что она безвозвратно утрачена вместе с уничтожением большевиками-интернационалистами всех очагов национально-духовной традиции: аристократии, интеллигенции, офицерского корпуса, казачества, священников, купечества. Белая русская эмиграция ещё на протяжении некоторого времени сохраняла статус изгнанной национальной элиты, но до настоящего времени этот статус сохранился лишь в виде исторической памяти.
Что же из себя представляет элита ключевых западных стран, в которых мы не без основания видим своих геополитических и конкурентов и противников? Это прагматичные и циничные круги, превосходно знающие свои стратегические цели и объединённые многовековыми традициями передачи наработанного наследия, смыслов и духовных основ. Безусловно, духовные основы многих западных элит зачастую антихристианские по сути и оккультные по форме. Большинство элитарных группировок давно уже не носит национального характера, а преследует клановые, корпоративные и глобалистские цели. Но это целеполагание при помощи механизмов воспроизводства элит передаётся из поколения в поколение на протяжении нескольких столетий. Власть и финансовые ресурсы в среде западных элит носят не фетишистский, самодостаточных характер как в кругах российской квазиэлиты, а являются лишь инструментом для достижения более существенных стратегических целей мировой духовной, политический и экономической гегемонии.
В странах Западной Европы и Северной Америки процесс вовлечения перспективных молодых людей в элитарные политические и экономические структуры, а также в систему «культурного просвещения» и СМИ начинается со студенческой скамьи через т.н. студенческие корпорации. Их не стоит путать с «тайными обществами» типа всем известных «Череп и Кости» или «Группа» и другими орденами масонского типа, которые, безусловно, тоже имеют место быть в студенческих кампусах. Студенческая корпорация — это академическая организация, членство в которой длится, как правило, в течение всей жизни. Она объединяет студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих принципов: братства, патриотизма, стремления к знаниям, иерархии. Первые корпорации возникли в эпоху средневековья и окончательно оформились лишь в XVIII в., привнеся в гражданское общество новые веяния и идеи, как национальные – выраженные в различных художественных и политических текстах, поднимающие вопрос об исторической миссии нации, так и патриотические – предполагающие защиту своего народа, сохранение его культурных особенностей и привязанность к традициям. Целью жизни союза корпорантов является сохранение контактов и дружбы между поколениями, которые служат ещё большей сплочённости. Любая студенческая корпорация помогает создать внутренний стержень у студентов. Рыцарство, благородство, взаимопомощь – всё это привлекает молодых людей и сплачивает в данные общества.

Для большинства западных студенческих корпораций также характерны следующие неотъемлемые атрибуты: особые головные уборы, форма, герб и знамя. У каждой корпорации есть свой гимн. В гимне, в большинстве случаев, поётся про дружбу, патриотизм и пожизненную верность между членами корпорации. Говоря про немецкие, англо-саксонские или франкоязычные студенческие корпорации невозможно не упомянуть про обязательное занятие всех членов спортом: у американцев или англичан это в основном командные виды спорта (регби, футбол, поло), у немцев традиционно – гребля, лёгкая атлетика, фехтование. Будущая элита должна нести отпечаток элитарности всем своим видом. Кроме того в подобных сообществах устанавливаются связи студентов с более старшими членами корпорации, среди которых нередко: состоявшиеся политики, юристы, менеджеры, ученые, предприниматели. Таким образом, ведущие политические и финансово-экономические группировки в Европе и Северной Америке черпают свой кадровый резерв именно из этих кругов. Неспроста главный вдохновитель большевицкой революции в России Л.Д.Троцкий в свое время писал о европейских студенческих корпорациях: «Они создают традиции, объединяющие отцов с сыновьями, укрепляют национальное самочувствие, прививают навыки, необходимые в буржуазной среде и, наконец, снабжают шрамом на носу или под ухом, как штемпелем принадлежности к господской расе».

Получается, что благодаря попустительству и бездействию тех, кто призван беречь, приумножать и прославлять нашу нацию, эта нация поступательно морально, интеллектуально и физически деградирует и становится лёгкой добычей для новых вызовов и угроз современности. Но надежда всё-таки есть, что наиболее волевые и ответственные представители нашего великого народа – управленцы и чиновники разных уровней; офицеры вооружённых сил, спецслужб, правоохранительных органов; предприниматели и юристы; писатели и журналисты; преподаватели и учёные; деятели культуры и спортсмены и д.р. – объединятся ради общего дела и остановят эти разрушительные процессы. Всё-таки порядочных людей в России пока большинство. Особая ответственность при этом – как и в минувшие эпохи – ложится на Русскую Православную Церковь, как на хранительницу нравственности и человечности. Именно те группы и личности, которые приложат максимальные усилия для спасения нашего Отечества из капкана глобализма, и станут основой грядущей подлинно русской национальной элиты, способной привести обновленную Россию к величайшим триумфам и свершениям.
Александр Лапин
Кандидат политических наук
Сопредседатель Московского регионального отделения
Общероссийского общественного движения
«Народный Собор»