Армия хочет, промышленность не может

Гособоронзаказ не выполняется полностью уже не первый год. ВПК России утратил способность обеспечивать нужды армии.

Россия, занимающая огромную территорию, имеющая не малые природные богатства, должна опираться только на современные вооруженные силы и отечественный Военно-Промышленный Комплекс (ВПК), обеспечивающий самый современный и, даже, опережающий уровень вооружений и военной техники.

Но нынешнее непростое экономическое состояние страны ведёт ко все большему технологическому отставанию РФ в такой важнейшей для любого государства области, как обороноспособность. Приходится признать, что уровень безопасности страны за последние два десятилетия постоянно и неуклонно снижается, а идеология проводимых изменений в данной области вошла в противоречие с национальными интересами государства и менталитетом народа.

Мировая торговля вооружениями представлена в основном списком из следующих стран: США, России, Германии, Франции, Великобритании. Но положение нашей страны в этом списке становится все более неустойчивым, чему существенным образом способствует не самое лучшее состояние российского ВПК, которое складывалось на протяжении последних 20 лет. Фактически это стало отражением лозунга "радикальных реформаторов" начала 90-х о необходимости демонтажа оборонно-промышленного комплекса страны как источника угрозы миру.

Незавидное состояние российского ВПК вызвано множеством факторов. Вот основные из них. Практически полное отсутствие на протяжении ряда лет финансирования предприятий российского оборонного комплекса со стороны государства. Разрыв производственных цепочек с предприятиями, оставшимися после разрушения СССР на территории бывших союзных республик. Разрушение научного, производственного и кадрового потенциала отраслей оборонной промышленности. Разрушительные последствия проведения непродуманной приватизации и, в частности, переход значительных пакетов акций иностранным физическими и юридическим лицам, а также отечественным компаниям и физическим лицам, не заинтересованным в развитии производства. Иностранные фирмы, зачастую, стремятся к прекращению на приобретенных предприятиях выпуска военной продукции, с целью уничтожения конкурента. Банкротство значительной части приватизированных предприятий, брошенных государством на произвол судьбы. Утрата более 200 ключевых производственных технологий и несчетного количества технологических решений в области создания высокотехнологичных компонентов для вооружений современного уровня. Медленное или полное отсутствие технического перевооружения производств. Застой в научно-исследовательской работе. Полная или частичная утрата традиций подготовки специалистов в области создания, производства и обслуживания вооружений, военной и специальной техники. Возникли вопросы лицензионной чистоты выпускаемой продукции на различных предприятиях, существовавших ранее в одних производственных цепочках. Нельзя не упомянуть, развал существовавшей социальной сферы, в результате отказа предприятий от объектов социально-культурного и бытового назначения из-за отсутствия возможности их финансирования. Одним из ключевых моментов становится лоббирование и коррупционное влияние на деятельность предприятий ВПК. Нередки случаи откровенно криминальных действий, в частности, рейдерских захватов. И перечислять проблемные точки можно еще достаточно долго.

В ВПК России сегодня занято более 1 миллиона 200 тысяч человек. При этом производственные мощности загружены всего на треть своих возможностей, а основные фонды не обновлялись больше 15 лет. Оборудование изношено более чем на 70%. Для сравнения – в соответствующих отраслях на Западе срок полной амортизации оборудования не превышает 7 лет, а у нас оно работает более 20 лет.

На текущий момент утеряны технологии производства десятков высокотехнологичных конструкционных материалов, разработанных и производившихся еще в советское время. А по некоторым направлениям речь уже идет о невозможности восстановления собственного производства. В этот список входят такие важнейшие материалы для авиационной, ракетной и космической отраслей, как композитные углепластики, специальные сплавы и керамика. Такая же тяжелая картина наблюдается в сфере разработки боеприпасов. Существенное отставание накоплено за прошедшие годы в областях лазерной техники, кристаллографии, оптики. В микроэлектронике состояние просто удручающее. Если использование импортных комплектующих, но некоторым оценкам, в 2000 году составляло 5-10%, и только в некоторых системах, то в настоящее время в большинстве серийных образцов рост этого показателя увеличился до 40%, а в радиостанциях, например, – вплоть до 70%. В этой связи не вызывает удивления нашумевшая история с закупкой броневого листа немецкого производства для российской бронетехники.

По итогам 2010 года был сорван Государственный Оборонный Заказ (ГОЗ). Планы оснащения российской армии современными видами вооружений оказался реализованным всего на треть.

Как сообщила "Новая газета" со ссылкой на замначальника управления формирования гособоронзаказа департамента вооружений Минобороны Бориса Наконечного, армия и флот не получили самого необходимого — подводных лодок, учебных самолетов и бронетехники. Также по данным чиновника, в минувшем году ВМФ недополучил корвет и три подводные лодки; из девяти самолетов Як-130, заказанных для нужд военной авиации, было поставлено только шесть; из 151 единицы БМП-3 исполнители заказа предоставили всего 78.

К этому добавляются и потери Роскосмоса, срывы запусков ракет, которые обошлись российскому бюджету в несколько миллиардов рублей, вместо 11 космических аппаратов военного назначения изготовлено только 5, а сроки запуска спутников постоянно переносятся из-за их неготовности.

Однако специалисты утверждают, что в срыве ГОЗ не меньшая вина лежит и на Министерстве обороны, а не только на оборонных предприятиях. В числе основных причин срыва ГОЗ 2010 года называют ценовую политику оборонного ведомства, которое утвердила стоимость продукции ВПК на уровне 2009 года без учета растущей инфляции, а также имеющуюся задолженность ведомства перед предприятиями за уже выполненные заказы.

Гособоронзаказ не выполняется в полном объеме уже не первый год. По данным Счетной палаты России, в 2009 году госзаказ не был выполнен наполовину.

Плачевное положение отечественного оборонного комплекса поддерживается отсутствием налаженных рыночных механизмов, способных привлекать инвестиции в отрасль. Можно констатировать, что масштабное инвестирование при отсутствии в стране "длинных" дешевых кредитов становится практически невозможным. Важнейшим фактором остается отсутствие гарантированной прибыли инвесторам, на фоне постоянного отказа российских властей от договоренностей на поставки вооружений другим государствам под давлением Западных "партнеров".

Политический вектор российского руководства, направленный на сближение с западными странами, отражается и в отношение государства к оборонной отрасли. Все более проявляется ориентация на военные стандарты НАТО. Это находит свое подтверждение в растущих закупках для Российской Армии различных образцов иностранной военной техники, с одновременным отказом от использования возможностей отечественной военной промышленности. Министерство обороны под различными предлогами продолжает оставлять без госзаказов отечественные предприятия, отдавая при этом предпочтение массовым закупкам отнюдь не современных образцов военной техники и вооружения за рубежом. Тем самым Минобороны все более способствует подходу отечественного ВПК к последней черте. Например, с появлением у Министерства обороны планов закупки германских танков "Леопард", на одном только нижнетагильском "Уралвагонзаводе", выпускающем танк Т-90, к увольнению готовятся одновременно 5 тысяч уникальных специалистов. А далее "веером" массовые увольнения пройдут по предприятиям-смежникам, а это еще порядка несколько десятков тысяч человек.

Имея возможность создания авианесущего корабля силами российских КБ и предприятий, руководство Министерства обороны, тем не менее, выбрало закупку весьма спорного по своим характеристикам вертолетоносца "Мистраль" французского производства. И это, при том, что заказ можно было разместить на отечественных судостроительных предприятиях, таких как "Звезда", "Адмиралтейские верфи", "Янтарь", "Северная верфь" и Балтийский завод. Финансирование достаточно дорогого проекта могло бы дать вторую жизнь российским предприятиям данной отрасти оборонной промышленности и их смежным предприятиям.

Недальновидное отношение российского руководства к тяжелым, но не безнадежным проблемам отечественного ВПК и производству российских образцов вооружений, военной и специальной техники — ставит нашу обороноспособность в опасную зависимость от передовых стран мира, которые, как показывает практика, являются партнерами только сильных, самостоятельных и самодостаточных субъектов международного права. Никто не даст никаких гарантий, что, в стремительно меняющемся мире, Российская Федерация оставит за собой свой заслуженный авторитет в мировой политике, не опираясь на отечественный ВПК, работающий для того, чтобы Российская Армия оставалась сильной и непобедимой.

Михаил Ровков

Координатор Движения «Народный Собор»