Бизнес «третьего пути»

Эти методы нельзя ввести приказом, но жить, их используя, можно.

Мало кто сомневается, что многим нужен хороший укол духовности и любви к ближним. Но с точки зрения бизнеса это не так очевидно. Духовность и соборность для бизнеса – это «лишняя» финансовая нагрузка, а уже потом высшие ценности. А умеренность в потреблении – это ограничение конкуренции и препятствие для роста рынка: если люди мало хотят, они мало покупают.

Поэтому бизнес нельзя отнести к силам, поддерживающим «третий путь». (Этот во многом условный термин применяется для обозначения самостоятельного, во многом традиционного взгляда на общественные отношения и к попытке строить свою жизнь в соответствии с этими взглядами.)

Но «третий путь» всё же эффективен для бизнеса, хотя большинство предпринимателей об этом и не догадываются. Доказательство – через опровержение «либеральной аксиомы бизнеса», а именно того, что самый лучший бизнес «конкурентный», «экономически эффективный» и «ориентирующийся на потребление».

Практически в любой книге по бизнесу есть утверждения, что свободная конкуренция ведет к формированию широкого ассортимента качественных товаров за умеренные цены; все решения должны быть экономически обоснованы с просчитаны; бизнес должен удовлетворять спрос, формировать спрос, управлять спросом. То есть, чтобы заработать, надо найти нишу с неудовлетворенным спросом или встроится в цепочку распределения денег. В идеале, при наличии ресурсов и ума, можно самому создать себе нишу, сформировать новый спрос и зарабатывать «новые деньги».

Но это в теории, на деле всё гораздо сложнее: предприниматели устраивают ценовые сговоры, обходят законы, давят конкурентов. В общем, в полной мере используют «свободную конкуренцию». Ну, а если «честная свободная конкуренция» всё-таки есть и предприниматели не сговариваются, то в этом случае цены быстро сбивают до такого уровня, что ни о каком качестве товаров или развитии речи быть не может.

Получается, что «свободная конкуренция» вредна. В её основе лежит принцип «разрешено всё, что не запрещено». Но совершенный закон тут не напишешь и выполнять его не заставишь, а значит, появляется «свобода интерпретации закона». Ведь если есть «свобода», глупо её не использовать.

«Новый путь» в противовес «свободной конкуренции» предлагает честную конкуренцию. Мерилом успеха бизнеса должен быть не просто личный успех, а лишь способствующий успеху общему. То есть, вся страна, вся экономика – это команда; её благополучие зависит от того, сколько новых ценностей в неё привносят члены команды, а не от того, сколько существующих денег соберет каждый по отдельности. Экономика «третьего пути» – это не делёж денег, а совместное приумножение реальных ценностей.

«Экономическая эффективность» – ещё один обман. Всё вроде бы логично: решения должны быть финансово просчитаны. Но опыт говорит, что только простые решения легко просчитать, сложные требуют создания непроверяемых и неточных моделей, требующих колоссальных знаний и трудозатрат на их изготовление.

«Экономически эффективный» бизнес всегда близорук. Если финансисты не увидят ясной экономической перспективы, идея не пройдет. Однако знание финансовой математики не делает человека умнее, чем он есть от природы. Математика – это, по сути, то же самое, что и литература, способ точно записать свои мысли. Но записать можно только то, что сам понимаешь. Не факт, что экономист будет способен правильно понять инновационную идею, и совершенно не факт, что используя финансовую математику эту идею вообще можно правильно записать и проанализировать.

«Третий путь» в противовес «экономической эффективности» предлагает «разумное хозяйствование». Не надо гнаться только за прибылью и считать каждую копейку, всех денег не заработаешь. Но надо знать, сколько можно свободно тратить и какой должен быть страховой резерв, и не бояться вкладывать деньги в окружающих людей, в инфраструктуру и в новые идеи.

В условиях честной конкуренции, когда люди поддерживают друг друга, а не дерутся за рынок, такое поведение самое правильное – зачем заботится о том, как потратятся излишки? Одной головой всё не просчитать; надо взять лишь столько, сколько самому нужно, а дальше система отрегулирует, где деньги нужнее.

«Ориентация на потребление» – ещё одна с виду человечная концепция, но на самом деле корень зла современной экономики. В этой формуле есть только «потребность», но нет ни слова о пользе и последствиях, которые наступят после её удовлетворения. Табак, алкоголь, жирная, синтетическая, дешёвая еда, пропаганда безделья и разврата, разнообразные услуги и товары третьей-десятой необходимости – «отличные» потребности, которые легко удовлетворять и при этом хорошо зарабатывать. А вся виртуальная экономика, связанная с услугами, перераспределением денег и спекуляциями, не генерирующая новых ценностей – «отличный», доходный бизнес.

Но виртуальная экономика – это ещё и миллионы людей, которые работают вхолостую, ничего нового не привнося в общество, паразитируя на реальном секторе. Если посмотреть на нашу страну, то у нас хорошо себя чувствуют только энергетические компании и виртуальная экономика…

Удовлетворение низменных потребностей снижает моральные качества, здоровье людей и, в целом, делает общество опаснее и беднее. Люди работают «за зарплату» ради отдыха (чтобы не работать), а не ради результата, много болеют, меньше производят и зарабатывают. А предприниматель, ориентированный на потребление, в буквальном смысле рубит сук, на котором сидит.

«Третий путь» в противовес ориентации на потребление предлагает ориентацию на людей, когда успех зависит от того, насколько эффективно работает каждый. А эффективность каждого зависит от его физического здоровья и нравственного благополучия. Поэтому мы не должны производить и продавать ничего, что негативно влияет на здоровье и нравственное благополучие. Наша «идеальная» экономика – это не виртуальные «капитал» и «деньги», отделённые от остальных областей жизни человека особыми законами физики и нравственности. В нашей экономике человек зарабатывает «новые деньги» не тогда, когда создает «потребность», а когда производит новые ценности, полезные для народа и страны.

Наша экономика – это реальные ценности и товары, а деньги – лишь обслуживающий инструмент, на содержание которого не должно уходить много ресурсов.

Корень порочности «либеральных благ бизнеса» в том же, в чём и всего либерализма. Это путь, основанный на подмене духовных целей и ценностей материальными. Это путь, основанный на отказе от внутренних правил и запретов, приводящий к поощрению страстей и греха.

Три либеральных столпа бизнеса – «свободная конкуренция», «экономическая эффективность» и «ориентация на потребление» – ставят целями «победу над слабыми», «стяжание денег» и «удовлетворение желаний». В православии такие цели называются тщеславием, сребролюбием и сластолюбием. Это исчерпывающий список страстей, которым может предаваться человек, но либералы построили на них всю свою жизнь.

Вывод простой: если в основу деятельности положен грех, нельзя ожидать, что из этого получится что-то хорошее. Придумывая совершенные правила и законы, можно быстро идти своим путём, но если выбрана дорога к обрыву, то самоотверженность бессмысленна.

Соратник Движения «Народный Собор»