Что такое религия

Понятие, этимология слова и явления.

Религия как явление, присущее человеческому обществу и охватывающее подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда масса различных трактовок религии, усматривающих её существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, либо даже в её искажениях.

Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и другие псевдорелигиозные формы. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога. Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова. Есть несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Эта мысль Цицерона указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога – в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что только благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (†330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом.

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин (†430), хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, — писал он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться».

Таким образом, происхождение слова "религия" указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Источник