Д.М. Орлов: «Классическая музыка развивает тонкость чувств»

В ГУУ состоялся концерт симфонической музыки «С любовью к России».

Во вторник, 19 апреля в актовом зале Государственного Университета Управления состоялся концерт Московского государственного симфонического оркестра под управлением лауреата Премии г. Москвы, заслуженного артиста РФ Дмитрия Михайловича Орлова. В программе концерта "С любовью к России" прозвучали произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева. Концерт вела музыковед Московской государственной академической филармонии, заслуженная артистка России Наталия Панасюк. Посетили концерт и координаторы Московского отделения Движения «Народный Собор».

Зал медленно заполнялся под звуки 4 симфонии Чайковского. Контингент был довольно пёстрым и разнообразным. Но главное, что удивило лично меня, хотя, как выяснилось, и маэстро Орлова, не КТО пришёл, а ЧЕМ занимались пришедшие на концерт люди. Казалось, что для большинства студентов ГУУ симфонический оркестр был ни чем иным, как приятным фоном для более насущных дел. Кто-то переписывал лекции на коленке, уютно расположившись в мягком кресле, кто-то готовился к контрольной по бух. учёту, тихо бубня под солирующую скрипку Агеевой, кто-то просто спал, уткнувшись в плечо соседа, который, по-видимому, тоже был побежден Морфеем, думается, не без помощи музыки. Моё внимание привлек один вычурно одетый паренёк, сидевший передо мной, который крутился юлой, отчаянно флиртуя со своими соседками поочередно, умудряясь одновременно еще и лукаво подмигивать моей спутнице. Воистину велика русская классическая музыка, раз «Скерцо» Петра Ильича действует на молодых ловеласов сильнее банки энергетика!

На первых же рядах сидели пожилые преподаватели и молодые ребята, внимательно слушавшие чудные звуки симфонической музыки. Приятно, что хоть кто-то неравнодушен к музыке и ценит прекрасное! С наслаждением внимают классике и мои товарищи из «Народного Собора».

Тем временем великого Чайковского на пюпитрах сменил не менее великий Штраус, а ваш покорный слуга медленно прикрыл глаза и позволил себе ненадолго окунуться в мир романтических переживаний австрийского поэта Ленау, гениально отображенный в симфонической поэме «Дон Жуан».

Но то, что случилось затем, меня решительно удивило и растрогало до глубины души – с первыми аккордами первого концерта Чайковского, благодаря которому его впервые узнал весь мир, зал притих. Все слушатели оторвались от своих дел и застыли в немом восхищении с блаженными улыбками на лице, как малыш, перед которым фокусник вытащил кролика из шляпы. И вправду, такая оглушающе мощная, пронизывающая музыка, словно цунами, волной наполняющая пространство, могла не тронуть, наверное, лишь питекантропа.

Кстати о питекантропах. Единственным, что нарушало прекрасную музыку Чайковского, был беспрестанный гортанный разговор патлатых бородачей в спортивных костюмах. Помимо всего прочего, от них разило ядрёной смесью неповторимых ароматов козлиного пота, дешевого алкоголя и пошлого одеколона с претензией на «Тройной».

Завершил концерт финал 2 симфонии Рахманинова, и хотя зал заметно опустел (у студентов началась пара), аплодисменты были внушительные. После концерта мы зашли к маэстро задать несколько вопросов, хотя, скорее, это было не интервью, а разговор по душам простых людей, видящих в музыке нечто большее, нежели нотную последовательность. Дмитрий Михайлович, уставший от концерта, где он выложился на все сто, был рад беседе. «Видите ли, приходя сюда в первый раз, – сказал он, – я, конечно же, понимал, что современным молодым девушкам и юношам, если они не воспитаны на классической музыке, будет очень тяжело её воспринимать, это как нечто чужеродное. Но, сыграв несколько концертов, я заметил, что ребята стали прислушиваться. Например, раньше на первом концерте Чайковского они разговаривали, а теперь-полная тишина, значит, они научились слушать, значит, начали что-то понимать, а это прекрасно. Классическая музыка воспитывает умение тонко и глубоко чувствовать человека, и тот, кто слушает Моцарта, Чайковского или Шостаковича, отличается от обычных людей: он культурен и интеллигентен, ведь если он любит и понимает эту музыку, значит, он разбирается в живописи, в литературе. Это все необходимо молодому поколению. Не случайно в Российской Империи музыкальное образование было обязательным для всех интеллигентных людей. Хотя сейчас наметилась тенденция к возрождению русской культуры и традиций, молодёжь начинает интересоваться музыкой, в особенности Чайковским, который ей наиболее близок и понятен из классиков».

Маэстро говорил о просветительской деятельности, о необходимости правильного воспитания молодежи, о будущем и, конечно же, о музыке. Я хотел задать еще вопрос о политике, но передумал. Почему? Наверное, потому что Рахманинов и Чайковский были настолько велики и далеки от всей этой грязной дребедени, находясь выше всех житейских склок, что просто любили свою великую Родину, создавая вещи, достойные её.

Алексей Балашов

Специально для «Народного Собора»