Духовное измерение ратных подвигов прославленного аса Александра Покрышкина

Духовное измерение ратных подвигов прославленного аса Александра Покрышкина и его фронтовых друзей — военных лётчиков в годы Великой Отечественной войны

Текст выступления игумена Иоанна (Ермакова), настоятеля Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, руководителя Центра РОО сохранения и укрепления традиционных духовных и нравственных ценностей, культуры и патриотизма «ДОСТОИНСТВО». Москва, 14 марта 2013 года

Дорогие соратники!

Тема моего выступлении имеет отношение к раскрытию духовного смысла подвига Александра Покрышкина и его боевых товарищей. Для этого мне придётся ознакомить вас с церковными подходами к вопросам войны и мира.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).

Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). В храме, где я являюсь настоятелем, имеется уникальный образ, на котором изображены святые покровители воинства Российского. Я перечислю поимённо некоторых из них: это наши славные военноначальники, такие как благоверные князья Довмонт Псковский, Мстислав Храбрый, Игорь Черниговский, Михаил Тверской, Меркурий Смоленский, Андрей Боголюбский, Даниил Московский, Димитрий Донской, Александр Невский, и воины, такие как преподобные Илия Муромец, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, и как праведный воин Феодор Ушаков. Все эти святые – наши с вами соотечественники, реально жившие на Руси и охранявшие её свободу и независимость. Ряд авторитетных в Церкви священнослужителей выступали за то, чтобы, например, причислить к лику святых Александра Суворова (за это ратовал покойный митрополит Волоколамский Питирим).

«Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26. 52), — в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.

В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри — как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах — призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии. Учреждение института военных священников, чего Русская Православная Церковь добивалось на протяжении десятка лет, в июле 2009 года поддержал тогдашний Президент России Дмитрий Медведев. Несмотря на это процесс шёл крайне медленно, и как говорят, бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков являлся противником института военных священников и всячески препятствовал проекту введения в армии должностей капелланов. Так, первые военные священники появились в российской армии только весной 2011 года, а один из первых назначенных капелланов — архимандрит Андрей (Вац), отправившийся в Армению на военную базу Гюмри, рассказывал о многочисленных сложностях. В результате на данный момент из 240 мест для священников в армии заняты только 42. На сегодняшний день должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими занимают 40 священнослужителей Русской Православной Церкви и два представителя мусульманской уммы. Священники окормляют личный состав практически всех видов и родов войск. В Минобороны находятся представления еще на 150 кандидатов. Положение меняется к лучшему при новом руководителе Министерства обороны генерале армии Сергее Шойгу. Не так давно состоялась коллегия Минобороны под руководством Президента России Путина, куда был приглашён и Патриарх Кирилл. Так вот, там было решено увеличить количество штатных должностей военных священников в армии вчетверо.

Вы спросите: а зачем нужны священники в Вооружённых Силах? Ответ простой: воины должны быть готовы к войне, где убивают. Патриарх Кирилл сказал по этому поводу следующее: «Христианство дает великую силу победы над смертью, над страхом смерти. Недаром наши православные воины не боялись подниматься в атаку, идти навстречу смерти, защищая Родину и свои святыни. Человек непобедим тогда, когда он не боится смерти. Все человеческие проблемы, трудности, конфликты, невзгоды становятся столь незначительными, столь несущественными, что неспособны омрачить душу верующего человека. Нас спрашивают: «А что дает вера? Что она может дать современному человеку — образованному, богатому, владеющему знаниями, владеющему технологиями? Ну что может дать ваша древняя вера?» Мы отвечаем: «Она дает силу, которую не могут дать никакая машина, никакой механизм, никакое знание, никакая власть». Эта внутренняя сила христианина делает его непобедимым».

Вспомним, что за всю нашу отечественную историю русскому народу приходилось воевать без конца. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой Мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций. Одну войну она вела с девятью врагами одновременно, две войны – с пятью врагами, двадцать пять войн – против трёх врагов и тридцать семь войн – с двумя противниками.

Но вернёмся к нашему герою. Вся жизнь Александра Покрышкина – живой образец патриотизма. Как отметил Президент Путин в своём выступлении на торжественном вечере, посвящённом 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина, «для России Покрышкин – не только отважный лётчик и непобедимый воздушный боец. Александр Иванович был истинным, преданным патриотом нашей Родины».

При этом Владимир Владимирович отметил, что «мы сегодня много говорим, даже спорим о патриотизме, о том, каким смыслом, какими устремлениями и ценностями должно быть наполнено это чувство». «Но есть люди, сама жизнь которых даёт нам ясные ответы на все эти вопросы. Среди них, безусловно, Александр Иванович Покрышкин, доказавший, как много может сделать человек для своего Отечества. У него была одна цель – освобождение родной страны. Его доблесть, ум, слава вдохновляли бойцов по всему фронту, поднимали их на новые подвиги.

Возрождение подлинного патриотизма сегодня является особой заботой государства, Церкви и общества. Ведь помнить о подвиге защитников Родины важно не только в «красные» дни календаря, но постоянно, воспитывая в душах людей верность своему Отечеству. Как на практике возможно осуществить такую миссию, говорилось в выступлении Президента России на встрече в Краснодаре с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Напомню, что Владимир Путин тогда сказал, что мы должны строить будущее страны на прочном фундаменте патриотизма. По словам главы государства, вопрос стоит остро: чтобы не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность, не допустить ослабления государства и его распада, мы можем и должны строить нашу жизнь на нравственных основах и определённых ценностях. В их числе им упомянуты уважение к своей истории и традициям, духовному наследию наших предков.

Всем нам, включая ДОСААФ России, жизненно важно иметь чёткие ориентиры в работе на патриотическом фронте. В этой связи Святейший Патриарх Кирилл настраивает нас вот на что: «Если мы говорим о патриотизме, …о государственном подходе, то мы как церковные люди вкладываем в эти слова не политическую идею. Мы…говорим о воспитании фундаментальных ценностей в жизни народа. И если они сохранятся, то всегда будет жива Россия, всегда будет сохраняться духовная сила нашего человека…». Его Святейшество учит нас, что «…никакие соблазны, в том числе интеллектуальные, которые сегодня обрушиваются на сознание людей через средства массовой информации, через Интернет и многими другими способами, не должны разрушать силу духа и волю к национальной победе. Вот это и есть патриотизм, без которого не может существовать великая страна. И дай Бог всем нам быть патриотами в этом великом, святом и высоком смысле слова».

Рассмотрим церковное отношение к патриотизму. В движении за русское национальное возрождение, становление национального духа России, созидание ее духовной культуры, в заботе о единстве и целостности России как национально-государственного организма Церковь изначала благословляет любовь к Родине — патриотизм, ибо истинно христианская любовь к Отечеству желает ему истинного блага и служит этому благу.

Важно, чтобы каждый человек был призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, бережно относился к национальной истории и культуре, к защите Отечества, что является нравственным долгом.

Имея знания о церковном понимании патриотизма, будем помнить о том, что патриотизм – это ценностная категория. В патриотизме, который Патриарх Кирилл характеризует как воспитание фундаментальных ценностей в жизни народа, нам, в отсутствие государственной идеологии, нужно ориентироваться на разработанные при участии Церкви и принятые Всемирным Русским Народным Собором базисные ценности как основу общенациональной идентичности. Это: вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность. Патриотизм как базисная основа общенациональной идентичности подразумевает любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к её культуре, уважение к её истории, к свершениям прежних поколений; общенациональное самосознание; готовность трудиться ради Родины.

Тема патриотизма для Церкви не нова. Она красной нитью проходит через её служение Отечеству на протяжении более чем тысячи лет. Эта тема и сегодня является сквозной в церковной работе с молодёжью, с православными женщинами, с ветеранскими и патриотическими организациями.

И в заключение позвольте мне напомнить слова митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, произнесённые владыкой после чина освящения памятника Александру Покрышкину на его малой родине в городе Новосибирске: «Воспитание начинается с осознания смысла жизни. Важно, чтобы молодежь знала свою историю и подвиг своих предков. Александр Иванович явился собирательным образом наших отцов и дедов. Да хранит Господь страну нашу в мире и благоденствии». Благодарю вас за внимание.