Экономика должна быть нравственной и национальной

Позитивный экономический национализм – один из ключевых факторов успешного развития страны.

Какие только экономические доктрины не выдвигались в качестве основы для развития России, какие только формулы (типа «экономика должна быть экономной») не провозглашались в качестве главного направляющего лозунга. Но результат всем известен: промышленность наша окончательно умерла, а наши рынки целиком и полностью заполнили китайские товары. В чём же дело, почему же так? Ведь реформы мы начинали вместе с Китаем, но за двадцать лет наш восточный сосед превратился в промышленного гиганта, а мы в отсталую сырьевую базу Запада, не способную произвести у себя даже тюбик зубной пасты.

Может быть, у нас неправильный экономический строй? Ведь в Китае все рыночные реформы идут под руководством компартии, и его экономика, несмотря на наличие в стране миллионеров, считается социалистической. Благодаря этому, по словам специалистов, она практически не подверглась влиянию всеобщего кризиса, заняв почётное второе место в мире. Может быть, нужно вернуться к социализму? Так в передаче «Суд времени» от 03 марта 2011 достаточно убедительно было высказано мнение, что современная полусоциалистическая экономика Белоруссии, производя вполне конкурентоспособную промышленную продукцию, работает в 10 раз лучше, чем современная российская.

Однако есть достаточно успешные государства с рыночной экономикой, которые каждый без труда назовёт сам. Может быть, они не имеют такой динамики, как Китай, но имеют самое современное и развитое производство, а их уровень жизни намного превосходит китайский. К тому же есть ещё пример Индии, которая последнее время развивается не менее стремительно, но не декларирует при этом никаких социалистических принципов.

Значит, дело не в том, каков экономический строй, и под какой вывеской идут реформы.

Мне представляется, что ни политическое устройство, ни экономический механизм страны не способны быть панацеей от всех бед и обеспечить процветание державы. Всё это может лишь в некоторой степени способствовать или наоборот – осложнять развитие экономики. Но главное, что определяет конечный результат эффективности работы многих людей, так это нравственность и патриотичность управляющего бизнесом. Именно то, как мыслит этот основной фигурант экономики, какие у него идеалы и какие задачи он ставит перед собой, и определяет процветание страны.

Иллюстрацией этого как раз является Китай, где патриотизм и национализм всегда были очень сильны, и сегодня, по сути, является экономической составляющей и основной движущей силой его роста. Известно, что своим стремительным развитием Китай обязан инвестициям из-за рубежа, но мало кто знает, что 80% этих инвестиций приходятся на этнических китайцев, которые всеми силами поддерживают свою «Поднебесную».

Наш доморощенный русский бизнес занимается совершенно обратным: ограбив и разворовав в своей стране всё, что можно «бизнесмены» стремятся немедленно вывести полученные капиталы за рубеж, пристроив их в надёжные страны. Понимают ли они, что эти страны стали надёжными именно потому, что там нет таких предпринимателей?

За всю историю постсоветской России отток капитал из страны всегда превышал приток, за исключением 2006 и 2007 годов. Но стоило начаться кризису и деньги вновь побежали из страны: по данным Центробанка уже в 2008 году чистый отток капитала составил 133,9 морд. долл., что превышает чистый приток капитала за 2006-2007 годы вместе взятые.

Однако, наша цель не в том, чтобы установить этот факт, а в том, чтобы понять, почему в пресловутом Китае всё идёт совсем не так, как у нас, и, казалось бы, схожие реформы ведут к процветанию, а не к разорению страны.

Если реформы одни и те же, а эффект разный, значит дело в людях, которые осуществляют эти реформы. А точнее в образе мыслей, сущности и целях тех, кто, делая свой бизнес, создаёт всю экономику страны. Чтобы понять его, мы должны обратиться к истории и культуре Китая. А именно, к провозглашению трёх принципов, которые стали основой для всех проводимых в Китае реформ. Сформулировал эти принципы в 1905 году выдающийся мыслитель и политический деятель Сунь Ятсен. Суть их очень проста: национализм, народовластие, народное благосостояние.

У нас эти принципы провозгласить невозможно, потому что с национализмом в нашей стране идёт непримиримая борьба, и для власти, кажется, это важнее любой экономики.

Поэтому главное отличие русского бизнеса от китайского, в чём собственно и кроется разгадка провала нашей экономики, состоит в том, что в значительной части русский бизнес антинационален и антинароден.

Антинациональность его проявляется не только в уничтожении целых отраслей (таких, как фармакологическая) в своей стране и вывозе капиталов за границу, но и в том на кого этот бизнес опирается и кому даёт работу.

Так в России, где только по официальной статистике 5,6 млн. безработных (а на деле их намного больше) практически все стройки заполнены иностранными рабочими. Много их и в сфере обслуживания, торговле. Более организованные и укоренившиеся диаспоры начинают захватывать целые экономические ниши. Правительству до этого нет дела, оно на стороне бизнеса, для которого основная задача получить как можно больше, заплатив при этом как можно меньше. Показательно, что при эвакуации из Ливии выяснилось, что большая часть персонала российских компаний – это граждане других стран, которым отдаётся предпочтение при найме на работу. По сути, среднему российскому бизнесмену глубоко наплевать и на свою страну и на своих сограждан.

Можно ли сделать российского бизнесмена патриотом? И спасёт ли это страну?

Здесь невольно вспоминается история, которую мне поведал один из моих знакомых предпринимателей. Он торговал лесом и, чтобы пробиться на венгерский рынок скинул цену на свой товар почти в два раза. Ему уже удалось сторговаться, но в последний момент венгерский покупатель передумал. «Почему?» – искренне удивился русский. «Понимаешь, – отвечал венгр, – если я куплю лес у тебя, то разорится мой сосед, у которого я всегда покупал лес. Если разориться сосед, то разориться ещё и его сосед, у которого тот всегда покупает такой-то инструмент, и т.д.» «Представляешь, – в восторге говорил мой знакомый, – он не купил у меня лес по цене в два раза дешевле!» Для него было откровением, что можно думать не только о сиюминутной прибыли, но о людях, которые живут рядом, и обо всей стране тоже. Это был небольшой урок, который прошёл даром для моего приятеля, но это отдельна история. Главный итог состоит в том, что менять мышление нашего бизнеса можно, что он способен понимать, меняться и тоже может стать нравственным!

Нужно только работать в этом направлении и готовить для этого почву, создавая философию национального бизнеса.

Ведь три китайские принципа, обеспечившие им процветание, появились не на пустом месте. Ещё в 80-е годы начался отход от маоизма и конфуцианство вновь было признано «фундаментальной ориентацией китайской культуры». Почему это так важно? Потому, что в конфуцианстве основной упор делается на этику человеческих отношений. При этом важнейшей идеей этого учения является забота о благосостоянии людей. Именно из этого рождается концепция Тянь-Минь или Воля Неба.

Небо слышит и видит, и потому принимает активное участие в судьбе людей. Отсюда проистекает «осознание заботы и участия», которое определяет для китайца отношение с небесными сферами и другими людьми. И это, по сути, консолидирует китайскую нацию.

Может быть, мы и без Конфуция сможем почувствовать своё национальное единство и обрести «чувство заботы и участия» к каждому русскому человеку? Ведь были же в истории моменты, когда все русские люди, как один вставали на защиту Родины, не жалея ни средств ни собственных жизней. Например, Минин и Пожарский, сумевшие поднять народ против иноземных оккупантов.

Кто-то скажет, что тогда была война. Но и сейчас идёт война, только тихая, едва заметная глазу, экономическая война по уничтожению русского народа. Ведь если человек лишён работы, то он лишён будущего. Он не может ни создать семью, ни оставить потомство. Он выкинут из жизни, загублен и заживо похоронен.

Но может быть именно этого и добивается власть? Ведь толпы приезжих чужаков не смогут предъявить свои права на часть национального достояния, не смогут взыскать и потребовать отчёта за совершённые преступления, за разворованную государственную собственность и национальные богатства России.

Во что тогда превратится Россия? В проходной двор между процветающим Китаем и благополучным Западом, где будут жить изгои из разных стран, чтобы продолжать выкачивать ресурсы.

Может быть, именно поэтому почти вся наша политическая и бизнес элита давно уже отправила свои деньги и семьи за границу. И это ещё один важнейший управленческий и экономический вопрос; как на важнейших государственных постах могут находиться люди, давно уже мысленно переехавшие за бугор вместе со своим реально переехавшими семьями и капиталами? Такие люди не могут служить национальным интересам России, и им ничего нельзя доверить. Но ведь именно они и создают здесь экономический климат.

Когда же мы, наконец, поймём, что наш национальный инфантилизм обходится нам слишком дорого?

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки нужно провозгласить принцип нравственности и национализма в экономике. Может быть, вначале это будет союз или объединение тех, кто готов соблюдать этот принцип и готов помогать другим. Я уверен, что найдутся люди, способные объединиться и создать Русский Национальный Бизнес, и именно с них начнётся возрождение России, а их имена будут вписаны в ИСТОРИЮ наравне с именами великих меценатов, строивших Москву, таких, как Морозов, Алексеев, Мамонтов и Рябушинский.

Когда русские бизнесмены осознают себя, как часть нации и национальной экономики, они научатся не только помогать друг другу, но и получать прибыль от взаимных уступок, как поступают все землячества на территории России. Именно разобщённость и неспособность осознать свои национальные интересы делает русский бизнес менее конкурентоспособным. Не случайно, что в списке 100 самых богатых людей России только 62 фамилии можно считать русскими!

Наша страна станет процветающей с развитым производством, а наши товары будут продаваться по всему миру лишь тогда, когда наша экономика станет нравственной и национальной.

Иного пути не дано.

Вячеслав Русгард

Специально для газеты «Новое поколение»