Форум общественности Среднего Урала «Единство – оружие нашей Победы»

30 октября 2012 г. в Екатеринбурге прошел Форум общественности Среднего Урала «Единство – оружие нашей Победы», посвященный Дню народного единства.

Организаторы мероприятия:

  • Администрация губернатора Свердловской области
  • Екатеринбургская митрополия Русской Православной Церкви
  • Екатеринбургское отделение Всемирного Русского Народного Собора
  • Общественная организация «Семья Димитрия Солунского»

Участниками форума, собравшего более 2000 человек из разных регионов Росии, стали известные общественные и политические деятели, деятели культуры и искусства, учёные. В их числе

  • Решетников Леонид Петрович — кандидат исторических наук, директор Российского института стратегических исследований
  • Проханов Александр Андреевич — главный редактор газеты «Завтра», писатель, публицист
  • Фоменко Александр Владимирович — Секретарь Союза писателей России.
  • Самарин Анатолий Николаевич — Сопредседатель Научного центра Всероссийского созидательного Движения "Русский лад", член Президиума Центрального совета Движения "За возрождение отечественной науки", доцент МГИМО-Университета, кандидат философских наук член-корреспондент Международной славянской академии.
  • Николаев Виктор Николаевич — писатель, ветеран войны в Афганистане
  • Силантьев Роман Анатольевич — российский религиовед, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, руководитель Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ.
  • Мусин Марат Мазитович — Доктор экономических наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой РГТЭУ.

В связи с тем, что 2012 год объявлен Президентом РФ Годом истории России, Форум общественности Среднего Урала «Единство – оружие нашей Победы» приурочен к празднованию 1150- летия Российской Государственности, 400-летию окончания смуты в Российском государстве, 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Как рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в интервью, идея проведения форума родилась в Екатеринбургском отделении Всемирного Русского Народного Собора. Инициаторы — Екатеринбургская Митрополия и Фонд Димитрия Солунского. «Конечно, мы не смогли бы осуществить эту идею без поддержки, которую нам оказал губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев», — отмечает митрополит.

По словам Владыки, в преддверии Дня народного единства организаторы форума хотят призвать жителей к возвращению своей исторической памяти, пробудить чувство национального единства.

«У нас в обществе сегодня слишком много разобщённости и хотелось бы напомнить людям, насколько важно им быть вместе, потому что все знаменательные вехи, которые мы сегодня отмечаем, а их в этом и будущем годах несколько — 1150 лет российской государственности, 400 лет окончания смуты и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, 200 лет победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, 70 лет битве под Сталинградом в Великой Отечественной войне. Это действительно важные победы в нашей истории, которые стали возможны именно благодаря единению народа.

К сожалению, сегодня эти победы, эти славные вехи нашей истории проходят мимо нашего сознания — мы воспринимаем их как события отдалённой старины, не имеющие отношения к сегодняшней жизни. Мы ведь с начала 1990-х годов начали как бы заново, с нуля строить какую-то новую Россию. Но это и неправильно, и невозможно. Страна будет жить, будет сильной и процветающей, если только всё новое будет вырастать не на пустом месте, а на прочном фундаменте, заложенном предыдущими поколениями, если свою жизнь мы будем строить, опираясь на опыт прошлого, на ту мудрость, с которой создавали Российское государство более тысячи лет назад наши предки. Вот так хотелось бы строить нашу работу и об этом напомнить всем нашим соотечественникам», — подчеркнул митрополит Кирилл.

В ходе Форума видные общественные деятели, публицисты и историки, писатели и ученые российского масштаба встретились с жителями региона — представителями научного и педагогического сообщества, широких кругов общественности. С приветственным словом к участникам форума обратились губернатор региона Евгений Куйвашев, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель Духовного управления мусульман Урала муфтий Сибагатулла Сайдулин. Как отметил губернатор Евгений Куйвашев: «Сегодня согласие, единение, нравственные ценности, сотрудничество становятся не абстрактными понятиями, а необходимыми условиями для гражданского мира, стабильного и динамичного развития страны. Это единственный путь, который позволяет не разрушать, а созидать, строить новую экономику и новое общество».

Участники Форума обсудили ситуацию в общественно-политической и духовно-нравственной сферах России, наметили пути преодоления имеющихся проблем, разработали рекомендации для органов власти, общественных и политических объединений.

Сегодня тема взаимоотношений народа и власти, остается, как никогда актуальной. Мы наблюдаем всё более нарастающий кризис власти, причем происходит дискредитация самого этого института. Даже политологи-демократы говорят, что все в России приближается к критической отметке, к полному «обнулению» власти.

Слишком очевидно, что среди всеобщего сегодняшнего аморализма, коррупции и беззакония о восстановлении православной власти даже и речи быть не может. Как же жить дальше, что делать в сложившейся ситуации?

Одна из основных задач текущего момента, на наш взгляд, это восстановление исторической преемственности отечественных политических традиций, связи времен и связи поколений.

Для древних египтян и древних евреев, персов и римлян, жителей средневекового Кельна и средневекового Новгорода все в жизни начиналось с Веры. На вероисповедание опиралась нравственность, этика; на этику — политика. Лишь совсем недавно возникла и распространилась ложное утверждение: "политика — дело грязное". Так говорят те, кто хотел бы, чтобы люди чистые смирились с грязными политиками, чтобы чистые люди политикой заниматься перестали, оставив ее тем, кто "вынужден" делать за нас "грязное дело". А люди тысячелетиями жили иначе.

"Политика — это прикладная этика", — писал русский историк и философ Г. Федотов. Значит, бывает политика нравственная, а бывает безнравственная, "грязная". И если мы утверждаем, что политический лидер, министр или мэр — "грязный политик", так это потому что действительно этот человек "грязный", а не потому что мэр или министр.

Сам институт власти чрезвычайно важен для организации общественной и социальной жизни людей. Как сказал философ назначение власти не в том, чтобы на земле создать рай, а чтобы не допустить на земле ада. И поэтому, в первую очередь, власть обязана употреблять все для того, чтобы обеспечить нравственную безопасность людей, обеспечить основу их общежития.

Если оглянуться назад, и проанализировать историю нашей Родины, то мы увидим, что были в русской истории истинные правители, для которых власть была святой обязанностью, возложенной на человека Богом, которую они должны нести для блага других людей и для благоустроения всего мира. Именно так понимали возложенные на них государственные обязанности православные князья и цари. Немало из них в настоящее время прославлено в лике святых. Эти были те люди, без которых не могла бы состояться наша государственность, Святая Русь. И именно они были поставлены во главу государства. И на них равнялись другие. Среди них были великомученики, преподобные, среди них были те, которые через Таинство Миропомазания стали царями. Главной их заслугой в истории нашего отечества явилось то, что они стали живым воплощением справедливой власти, основанной на христианском идеале государственности. И русское государствоведение видело происхождение государственного строя не в договоре, не в правовых взаимоограничениях и тем более не в массовой силе, а в «народном идеале. Народный идеал – Православие, праведность, святость. Сам народ всегда именует свою страну в соответствии со своими идеалами: «старая добрая Англия», «прекрасная Франция», «великая Германия», но «Святая Русь».

Возрождение России может начаться только в единстве народа и власти. Русские, опираясь на внутренний духовный резерв, всегда откликались на призыв государственных мужей, особенно в периоды опасностей и исторических переломов. Отвечая на эту жертвенную готовность, власть призвана стать на служение народу, отвергнув распри и эгоизм. Воплощением идеала такого служения по сию пору остаются образы Святых Благоверных Князей — заступников Отечества и защитников народа.

Святые благоверные Князья и их политический опыт — это тема, незаслуженно обделенная вниманием современного российского общества. Конечно, ряд их громких и исторически ярких имен звучит со страниц учебников истории, но, во-первых, не весь сонм (а имен почитаемых святых князей и княгинь порядка 70-ти); во-вторых, отмечается или прославляется их воинская или государственная доблесть, а не духовный подвиг; в-третьих, в современных учебниках последовательно искажается смысл их деяний.

Поэтому тема Святых благоверных Князей – один из ключевых вопросов российского культурного и духовного бытия, и она так актуальна сегодня. Ведь пророческие слова Святого Феофана Затворника «Будущее России в нравственности ее властей» в полной мере выражают то состояние, в котором находится наше общество, и тот вектор, куда следует ему двигаться.

Главная цель, положенная в основу объединения всех прославленных благоверных князей и княгинь в собор состоит в том, чтобы провести своих соотечественников через Покаяние к Собору людей, который в идеале (по Воле Господа нашего) будет увенчан нравственной справедливой властью.

Празднование Собора Святых Благоверных Князей и Княгинь российских объединяет граждан различных убеждений, но объединенных принятием православной христианской культуры, сторонников благочестивого образа жизни, людей, стремящихся к личному духовному росту в приобщении к православной культуре, людей, желающих социально справедливого, традиционного высоконравственного управления российским государством.

Наша гражданская позиция складывается из понимания преемственности власти в стране и преемственности в отношениях власть-народ. Так, исторически в России существо¬вала так называемая «симфония властей», когда светская власть и церковная власть принимали решения и действовали в одном направлении, соблюдая общий вектор, основой которого явля¬лись духовность, нравственность, религиозность людей. Находясь у кормила вла¬сти, люди были ответственны за то, что делают.

Цивилизационный, исторический и духовный подвиг Святых благоверных князей – есть дело не только сугубо национального характера, но и церковное Служение; что всех Святых благоверных князей в единый чин объединяет их роль как Держателей власти и их служение народу и через него – служение Богу.

К сожалению, в настоящие времена нередки примеры, когда безбожие, гордыня и вседоз¬воленность часто развращают власти предержащие.

Опыт правления святых благоверных князей, и, как итог — жертвенность их жизни во имя процветания государства и народа – есть наглядный пример того, как верховная власть по-отечески может заботиться о своем народе.

Когда власть имущие стремятся только к мате¬риальному достатку, исповедуя идеалы общества потребления, они ставят под угрозу единство го¬сударства, экономическую стабильность страны, благополучие семьи и любого из нас.

Мы осознаем также тот личностный аспект, что духовность власти зависит от духовности каждого из нас. Мы достойны той власти, которую имеем в том числе и по своему нравственному состоянию.

Важным этапом своей деятельности общественная организация «Семья Дмитрия Солунского» считает возведение милостью Божией Храма в честь Собора Святых Благоверных Кня¬зей Российских в городе Екатеринбурге, что должно стать зримым символом Святости Власти. Это символично, ведь имен¬но в Екатеринбурге приняли мученический венец святой благоверный Царь Николай II, Великий Князь, который был строите¬лем и благоукрасителем храмов Божиих, Царица Александра, Царевич Алексей,

Храм в этой связи является и смыслом Соборного мировоззрения, и смыслом Пути к нему, а также видимым осуществлением Идеи Собора, и носителем Благодати Божьей, по причине служения в нем литургии.

Храмовый комплекс будет возведен на улице Раевского, в центре круп¬ного жилого микрорайона уральской столицы.

Организаторы мероприятия Общественная организация «Семья Димитрия Солунского» обратились к митрополиту Екатеринбургскому и верхотурскому Кириллу и Форуму с просьбой поддержать идею установления церковного празднования Собору Святых Благоверных Князей в первое воскресение после Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных перед Священным Синодом и Святейшим патриархом. Совместно с Московской Духовной Академией готовится служба Собору Святых Благоверных Князей в неделю по праздновании Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, которая будет представлена правящему архиерею Екатеринбургской митрополии, а затем Священному Синоду и Патриарху Кириллу.

Подвиг Святых князей есть истинный образец Служения, — служения Богу через служение своему народу и общему делу. Именно этот образец становится идеальным для восстановления гармоничных отношений «власть – народ».

Пресс-служба
Общественной организации
«Семья Дмитрия Солунского»