И от «Волги» я ушел, и от «Таты» я ушел…

Удастся ли попытка пересадить российских чиновников на ЗИЛы?

Вопрос, на чем должны ездить российские чиновники, решается давно. Неоднократно власти пытались их пересадить на отечественные автомобили или хотя бы автомобили эконом-класса, но "наши не сдаются".

Еще в конце девяностых годов известный российский оппозиционный политик Борис Немцов, будучи зампредом правительства, выступал с предложением пересадить чиновников на отечественные «Волги». Впервые с такой инициативой Немцов выступил в 1997 году, когда пришел в правительство с поста губернатора Нижегородской области, где расположен производитель «Волги» – Горьковский автозавод. Как известно, в советское время на «Волгах» ездили чиновники среднего уровня, а у высших руководителей государства были «ЗиЛы» и «Чайки». В 90-е годы чиновники, обрадовавшись наступившей демократии и свободе использовать товары импортного производства, пересели на иномарки. «Моя идея состояла в том, чтобы пересадить чиновников на автомобили отечественного производства, чтобы деньги шли на поддержку нашего автопрома», – утверждает Борис Немцов. Сам Немцов в годы вице-премьерства пересел на отечественный автомобиль, но идея тогда все равно провалилась, потому что, по словам политика, Борис Ельцин не хотел отказываться от своего служебного «Мерседеса».

Сейчас из бюджета только Москвы ежемесячно тратятся миллионы рублей на служебные авто. Российские чиновники выставляют на открытых тендерах по госзаказу заявки на дорогие вещи – представительские автомобили, мебель, товары премиального сегмента. Например, конкурсы на персональный транспорт для столичных служащих проводятся каждую неделю. По данным официального портала государственных закупок правительства Москвы, только в июне 2010 года было объявлено аукционов на аренду и покупку автомобилей за счет бюджета на сумму более 20 миллионов рублей. В основном персональные автомобили берутся напрокат с водителем.

Например, Департамент капитального ремонта жилищного фонда Москвы по Северному округу в 2010 году заказал в аренду «OPEL Insignia 4-D Sport». По требованию коммунальщиков в ней салон и спортивное рулевое колесо отделаны перфорированной кожей, эргономичные спортивные сиденья снабжены выдвижной подушкой для ног, в заднем подлокотнике встроен контейнер для вещей и подстаканников, есть и перчаточный ящик, климат-контроль и мощная аудиосистема. Аренда такой машины обходится бюджету почти в 270 тысяч рублей за пару месяцев. В эту сумму входят техобслуживание машины, бензин и зарплата водителя.

В Департаменте капитального ремонта жилищного фонда Москвы по Западному округу выбрали для своих нужд дорогой автомобиль «Вольво S80». Префектура Северо-Западного округа столицы арендовала в 2010 году девять автомобилей. Для префекта – «Ауди А8». Шторки на задних окнах, сиденья с подогревом и массажером, ксеноновые фары. Префектура готова выложить за полугодовую аренду машины 2,3 миллиона рублей. В месяц получается больше 380 тысяч рублей (за эти деньги можно купить, например, новый автомобиль ВАЗ Prioraили два автомобиля ВАЗ 2107). Еще восемь машин арендовали для замов префекта – по одной «Ауди А6», «Вольво ХС90», «Хёндай Соната» и пять штук «Форд Мондео». Автопарк замов префекта СЗАО обошелся, судя по заявке, в 5,3 миллиона рублей.

Среди госслужащих не находится заказчиков на недорогие отечественные машины. «Нашим сотрудникам нужны надежные автомобили, – объясняли газете «Комсомольская правда» в Финансово-хозяйственном управлении мэрии Москвы. – Никто не хочет постоянно заниматься ремонтами. Поэтому отечественные и китайские машины мы не заказываем. Только иномарки высокого класса. Главное, чтобы у предложенных машин цена и качество совпадали. А для экономии нам, разумеется, выгоднее не покупать автомобили, а брать их в аренду». Экономия получается сомнительная – транспортные запросы служащих влетают городской казне в солидную сумму.

Недавно Российский президент Дмитрий Медведев выступил с инициативой возобновления выпуска на заводе «ЗИЛ» лимузинов представительского класса для руководства государства. Путин еще на исходе 2008 года пообещал пересадить всех чиновников и руководителей госкорпораций на отечественные автомобили, считая, что расходовать деньги на приобретение иностранных машин, когда отечественные производители вынуждены сокращать производство, недопустимо. «В будущем ни один рубль из казны не должен идти на покупку импортных автомобилей», – заявил тогда премьер-министр.

Владимир Кожин, управляющий делами президента, в середине прошлого года сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что работа над данным проектом уже ведется. «На сегодняшний день есть поручение президента детально изучить этот вопрос, и мы действительно сейчас этим детально занимаемся с автозаводом», – сказал он.

Представители завода заявляли, что готовы разработать новое авто, если получат финансовую поддержку. Дизайн машины останется прежним, но электроника будет самой современной. Основными требованиями к автомобилю будут экономическая эффективность, а также безопасность, надежность, удобство в эксплуатации. В СМИ тогда озвучивалась сумма стоимости такого автомобиля – 9 миллионов рублей. Как заявил пресс-секретарь Управления делами президента РФ Виктор Хреков, это вполне реальная сумма. «И смею заметить, что она ниже той суммы, в которую оцениваются лимузины подобного класса у ведущих производителей, – рассказал пресс-секретарь Управления делами президента. – Когда руководитель той или иной страны передвигается на автомобиле, произведенном в этой же стране, то это, естественно, вопрос престижа государства. Это своего рода планка, которая может стоять перед отечественным автопромом. Насколько эта планка реальна и стоит ли ее устанавливать – этот вопрос и будет изучаться».

Борис Немцов и сейчас поддерживает «новую-старую» идею президента. «Я считаю, что это было бы здорово и, главное, патриотично. Разве великая страна может себе позволить, чтобы ее начальство ездило на немецких автомобилях?» – сообщил политик РИА Новости. «Речь идет о том, чтобы чиновники, которые не тратят деньги на покупку служебных машин, а делают это за счет денег налогоплательщика, пересаживались на отечественные автомобили, чтобы они поддерживали отечественного, а не немецкого производителя. (…) Я 11 лет назад об этом говорил, и это предложение правильное. Только нужно, чтобы Путин, Медведев и кабинет министров начали с себя», – сказал Немцов уже DAILYONLINE и добавил:«Мне кажется, инициатива Путина провалится, если он и Медведев будут продолжать мчаться по Кутузовскому проспекту и Новому Арбату в кортежах из 30 «Мерседесов». Моя затея не удалась по этой же причине».

Однако на дворе уже 2011 год, а в вышеупомянутом вопросе ничего не изменилось. Президент России ездит на автомобиле «Mercedes» марки «Pullman». Причем Медведеву досталась абсолютно новая машина, а не та, которой пользовался его предшественник. Прежний автомобиль так и остался у Владимира Путина. От президентского он отличается только тем, что на нем нет штандарта. «Mercedes», на котором ездит Путин, на метр длиннее других машин подобного класса. Министры ездят на служебных «Audi A8». Депутаты Госдумы – на «Audi A8» и «Passat B6».

Еcли обратиться к опыту других мировых держав, то можно увидеть, что там чиновники самого высокого ранга ездят на автомобилях собственного производства. Президент Обама использует «Кадиллак» и «Форд». Саркози чередует «Пежо», «Ситроэн» и «Рено», дабы никого не обидеть. Также и Ангела Меркель использует «Мерседес», «БМВ» и «Ауди». Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун среди отечественного автопрома, представленного Роллс-Ройсом, Астон Мартином и Лотусом, выбрал «Ровер». Берлускони – официальный миллиардер, который может себе позволить все, ездит на Мазератти (неслужебном). Король Швеции имеет официальное авто марки «Вольво».

А некоторые высокопоставленные европейские чиновники вообще отказались от автомобилей! Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, премьер Голландии Вим Кок и мэр Лондона Борис Джонсон ездят на работу на велосипеде. Премьер Финляндии Матти Ванханен ходит на встречи пешком.

И только руководители двух государств – России и Украины официально используют «Мерседес 600 Пульман». Лидеры двух стран, победивших Германию, теперь ездят на автомобилях, произведенных проигравшей войну страной, тем самым признавая ее технологическое превосходство.Представьте состояние ветеранов-фронтовиков 2-ой мировой, когда к ним на Крещатик приехал Президент Украины Ющенко на автомобиле бывшего противника, выпил фронтовые сто грамм, сел обратно за руль (куда смотрели присутствовавшие при этом работники ГАИ?!) и уехал.

Можно сказать, что Запад нам в данном вопросе не пример, потому как у них свои машины очень хорошие. Что ж давайте посмотрим, как обстоят дела у наших соседей по группе БРИК (Бразилия, Индия, Россия, Китай).

В Китае все китайцы, и чиновники в том числе, ездят на машинах японских и корейских (реже – европейских) марок, но китайского производства. И в этом проявляется поддержка отечественного машиностроения китайским правительством. На дорогах Китая почти нет старых машин, их заменяют новые, произведенные в Китае. Грузовой автопарк представлен китайскими «фотонами», «ау-манами», «фанами» и т.д. Китайские полицейские и чиновники ездят в основном на автомобилях таких марок, как «Фольксваген» и «Тойота». Чиновники более низкого ранга – на машинах «Фольксваген Пассат» или «Сантана», более высокого – «Тойота Лэндкрузер». В 2007 году официальный представитель министерства иностранных дел Цзин Гана вообще хвастался, что ездит на работу общественным транспортом.

Так же и в Бразилии. Кстати, в прошлом году по производству машин Бразилия вышла на 5 место, обогнав США (на первом месте, к слову говоря, Китай).

В Индии все ездят на машинах местного производства или, опять же, иномарках местной сборки. HindustanMotorsLtd– старейший автомобильный производитель в Индии. Tata Motors Limited — самый новационный и стремительно прогрессирующий индийский автопроизводитель. Лидер же автомобилестроения Индии (заодно и ведущий производитель Южной Азии) – Maruti Suzuki India Limited (правда, контрольный пакет акций предприятия принадлежит японской корпорации Suzuki. Чиновники ездят на тех же «Татах», но выбирают престижную модель «Посол» – такой индийский лимузин. Кстати, в 2009 года на волне очередной попытки пересадить российских чиновников на более дешевые авто, правительством планировалась закупка тех же TATA Nano в Индии!

Украина тоже решила в этом направлении сделать подвижки. В марте 2010 года заместитель главы администрации Президента Украины Анна Герман, видимо, вспомнив премьер-министра Норвегии, заявила, что власть в бедном государстве Украина должна ездить на мопедах и велосипедах. Видимо, слова политика не остались пустым звуком.

Как стало известно 9 февраля этого года из сообщений ИТАР-ТАСС, сотрудники администрации президента Украины пересядут на более дешевые автомобили. Теперь популярные у чиновников «Мерседесы» сменят автомобили эконом-класса чешской марки «Шкода», о чем сообщила пресс-служба главы государства.

Государственная организация «Автобаза государственного управления делами» еще в декабре 2010 года закупила легковые автомобили «Шкода». Главная цель нововведения – максимально сократить нагрузку на бюджет. «В условиях, когда в государстве, которое постепенно выбирается из кризиса, каждая гривна на особом счету и должна расходоваться только на самое необходимое, этот шаг является вполне закономерным, таким, что в целом позволит сэкономить немалые средства», – говорится в сообщении пресс-службы.

Автомобили же более высокого класса, которые ранее были куплены для чиновников аппарата президента, впредь будут использоваться для обслуживания делегаций разного уровня, пока не исчерпают свой ресурс и не будут списаны в установленном порядке.

Похоже, что из четырех государств БРИК на дорогих импортных машинах ездят только в стране, которая начала строить собственные автомобили первой. В России. Повод задуматься.

Наталия Егорова

Специально для «Народного Собора»