Исторические штрихи русской культуры

Рождение русского театра и Фёдор Волков.

Время сейчас не простое. В каждой голове сидит мысль о том, что скоро в России всё может резко измениться. Но, внося изменения в структуру нашего общества, необходимо помнить, что мы люди русские, что мы должны незыблемо стоять на том, что у нас своя, уникальная и самобытная культура. Главное во всех политических перипетиях не забывать, что у нас богатое наследие, да и новое мы можем создавать, основывая на родном, а не слепо всё копируя. К сожалению, в нашем обществе прочно сидит заноза любви ко всему западному. Иногда даже из патриотической среды раздаются голоса, что мол, у нас и культуры своей нет, мы можем только передёргивать западную культуру. Что-то своё создать мы не способны. Это лож! Примеров самобытности нашей культуры можно привести множество. Безусловно, кое-что мы переняли у соседних народов, но корни нашей культуры лежат в самом сердце нашего Отечества.

Рассмотрим краткую историю зарождения такого жанра, как русский театр. Он является великим культурным достижением русского народа. Появление русского национального театра традиционно связывают с деятельностью выдающегося русского актера Федора Волкова. Но первоначальные основы лежат намного глубже.

Появление первых элементов театрального действа связывают с календарными обрядовыми играми на святки, масленицу. Ряженые представали в образах сказочных и сакральных существ, а также персонажей, которых встречали в повседневной жизни вроде кузнецов, цыган, купцов, солдат. На святочных играх разыгрывались и небольшие пьески с народными песнями, сказками. Постепенно стали появляться исполнители, которые путешествовали по городам, селам и давали различные представления. Этих первых артистов называли скоморохами. Существует довольно много версий происхождения этого слова. Согласно одной из них, оно произошло от арабского mascara (от слова scamara), т.е. «шутка, шут», согласно другой, от греческого простонародного слова skommarchos, что значит «мастер смехотворства». Но наиболее вероятной звучит версия, по которой слово «скоморох» произошло от славянского «скомати» – «шуметь» H. П. Кондаков и вовсе предположил, что "скомоpох" есть искаженное "скоpомох", от скоpа (шкypа), мех, т.е. "pяженый зверем человек".

Подобное искусство необычайно древнее и самобытное. Постепенно из исключительно народной среды оно постепенно проникает и в высшие круги, получает государственную поддержку и одобрение. На рубеже XVI-XVII веков, во времена правлений Бориса Годунова (1595-1605) и Василия Шуйского (1606-1610) при дворе существовала «Потешная палата». В царствование Михаила Романова было построено первое театральное здание в России – «Потешные хоромы», куда входила «Потешная палата». Таким образом, ещё в 17 веке в России появился первый государственный театр.

При Алексее Михайловиче страна вступает в полосу очередных реформ. Ряд положительных решений сопровождался и некими репрессивными мерами. Так скоморохи были изгнаны со двора, и вскоре вообще запрещены. Данный вопрос представляет собой предмет отдельного исследования. Отчасти, виной тому были веяния запада, отчасти, наоборот, кружок «ревнителей старины», куда входил ряд высших церковных и светских иерархов, например патриарх Никон, решил искоренить «низкое искусство», тем самым, нанеся сильный удар по общей русской культуре. Так или иначе, но с 1660 года царь Алексей Михайлович начинает приглашать в Москву немецких актеров. В 1664 году они стали давать спектакли в столице, в царских вотчинах селах Измайлове и Преображенском. В 1672 году царь поручил пастору немецкой церкви и учителю школы в Немецкой слободе Иоганну Грегори заняться организацией спектаклей. Его постановки имели большой успех при дворе. Театр сделался любимым развлечением царя. Тем не менее, оставалось очевидным, что необходимо развивать собственно русское сценическое искусство, образовывать собственных актёров. В 1673 году царь приказал Грегори набрать группу из русских мальчиков, для того чтобы обучить их актерскому мастерству. В 1675 году после смерти Грегори, труппа стала полностью русской.

Кроме непосредственно народной основы и иностранных элементов, в корнях русского театра лежит ещё и школьная духовная драма, которая первоначально появилась в Киевской академии. Драмы носили сугубо педагогический характер и разыгрывались под открытым небом, а не в помещении школы. Среди авторов этих драм был Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Драмы эти были основаны на христианских мотивах. Постепенно академичные духовные сцены Малороссии всё плотнее и плотнее переплетались с великорусской народной традицией.

Развитие театра возобновляется в период правления Петра Великого. В реализации этих планов ему помогает Наталья Алексеевна, сестра царя. Уже в 1690 г. в покоях царевны начали даваться представления. Инсценировки переводных романов старались приспособить под русскую действительность. Переехав в Петербург, царевна создала ещё один любительский театр, который был общедоступным и бесплатным. Она сама написала несколько пьес для своего театра: «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия». В 1714 году благодаря её непосредственному участию появилось первое театральное здание с партером и ложами в Санкт-Петербурге. Петром же был создан Публичный театр, доступный для массовой аудитории. Царь приказывает построить, так называемую, «Комедиальную храмину" прямо на Красной площади.

Важным этапом в развитии отечественного сценического искусства становится период правления Елизаветы Петровны. В 1749 году в Шляхетском корпусе кадетов была поставлена трагедия Александра Петровича Сумарокова «Хорев». 8 января 1750 года сама императрица захотела посмотреть постановку. Елизавете пьеса понравилась, ровно, как и игра актёров. По счастливой случайности постановки в кадетском корпусе посетил и ярославский купец Федор Григорьевич Волков. Человек русский, рождённый и живший на северо-восточной Руси, в сердце нашего Отечества.

Прославленный русский актер родился 9 февраля 1729 года в Костроме. Семье Волкова принадлежали заводы в Ярославле и на Унже. Мальчик был очень смышленый и явно одаренный различными талантами. Особенно проявлялись музыкальные способности. Уже в довольно раннем возрасте он научился петь по нотам, играл на арфе, скрипке. Благодаря своему музыкальному таланту Волков станет и первым русским оперным композитором.

Отчим Полушкин, очень полюбивший своего пасынка, отправляет Фёдора в Москву в Славяно- греко-латинскую академию. В 1743 году Волков возвращается в Ярославль, там он становится ближайшим помощником отчима. Чем бы Волков не занимался, он всегда проявлял старание и усердие, так что заводские дела он также вёл успешно. В 1746 году отчим отправляет его в Петербург в немецкую контору «для навыка в бухгалтерии и торговле». Во время своей жизни в столице Волков и посещает театр в кадетском корпусе. При этом Фёдор успевал учиться, вести дела отчима и находить время для того, что ему действительно было по душе – для театра.

В 1747 году умер Полушкин, Волков возвращается в Ярославль. Вернувшись, домой, Фёдор приступает к воплощению своих идей с присущей ему неисчерпаемой энергией и упорством. В этом также принимают активное участие его братья, а также рабочие с заводов.

И вот, наконец, 20 июня 1750 года было дано первое представление. Выступление труппы вызывает восторг. У театральных первопроходцев появляются покровители в лице местных меценатов – Майкова и Мусина-Пушкина. Они собрали деньги на новый театр, уговорив ещё и других зажиточных людей последовать их примеру. В 1751 году новый театр был открыт. Он вмещал в себя около 1000 человек. Репертуар театра состоял из произведений Дмитрия Ростовского, трагедий Сумарокова, комедии Мольера. Волков в театре занимался всем и сразу: был и режиссером, и актером, автором пьес, композитором, переводчиком, архитектором.

Через два года о театре узнала императрица и пригласила ярославских актёров в Петербург. Их выступления было успешны, и императрица определила их в первую роту кадетского корпуса для изучения различных дисциплин.

И вот, наконец, происходит важнейшее событие для культурной жизни России в целом и труппы Волкова в частности – в 1756 году был издан указ об учреждении русского театра в Петербурге: «Для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число… Директором был назначен А.П. Сумароков. Основными актерами были Ф. Волков, И. Дмитревский, Я. Шумский, первыми актрисами стали A.M. Дмитревская (Мусина-Пушкина), Т.М. Троепольская.

Русский театр столкнулся с рядом финансовых проблем. Денег на его нужды поначалу выделялось в 4 раза меньше, чем «немецким театрам». Надо отдать должное руководителю театра и его ближайшему помощнику – Федору Волкову. Их самоотверженная работа помогла русскому театру не просто выжить в таких условиях, но и успешно развивался, обогащал свой репертуар, совершенствовал отечественное сценическое мастерство. К счастью, их усилия не оказались незамеченными – через некоторое время актерам разрешили давать спектакли на придворной сцене.

28 июня 1762 года произошел государственный переворот. На престол взошла Екатерина II. Историки до сих пор теряются в догадках, какую же роль сыграл прославленный актёр в этом событии. Судя по тому, как отблагодарила его впоследствии императрица, можно предполагать, что далеко не последнюю. Сразу же после переворота, Екатерина наградила своих главных сподвижников – Орловых, Барятниского, Потемкина, Мусина-Пушкина и других. Среди этих «приближенных» мы обнаруживаем и двух братьев Волковых: «…Фёдора и Григория Волковых в дворяне и обоим 700 душ». Так же Екатерина предложила Волкову стать её кабинет-министром, «возлагала на него орден Святого Андрея Первозванного». Фёдор Григорьевич отказывается. Причем не только от ордена и поста кабинет-министра, но и от крепостных и поместья. Сохранилось следующее свидетельство: «…государыня при восшествии на престол, благоволила жаловать его дворянским достоинством и вотчиною, но он, со слезами благодарности, просил императрицу удостоить этою наградою женатого брата его, Гавриила, а ему позволить остаться в том звании и состоянии, которому он обязан своею известностью и самыми монаршими милостями». Единственное о чём попросил Волков так это, чтобы ему «не нужно было заботиться об обеде, о найме квартиры, когда нужно давали ему экипаж». Таким образом, он оградил себя от бренных забот о насущных проблемах и мог всецело заниматься тем, что ему действительно нравилось, и чему он посвятил уже столько времени и сил – развитию русского сценического искусства. Зачем ему пост кабинет- министра, если у него есть театр?

Екатерина II, кстати говоря, придавала большое воспитательно-нравоучительное значение театру: «Театр — школа народная, она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу…». Отечественное сценическое искусство приобрело себе могущественного покровителя в лице молодой императрицы.

В честь коронации Екатерины IIбыл проведен маскарад «Торжествующая Минерва». Режиссером-постановщиком всего действа был сам Волков. Идея его была следующей: изобразить в разных образах пороки, причем всё это должно было быть в сатирической форме. Постановка совмещала в себе приятное с полезным – развлекала и поучала одновременно.

Потрясающая организация массового зрелища столь сложного уровня очередной раз продемонстрировала незаурядный режиссерский талант Федора Григорьевича. Вместе с тем, этот маскарад стал для Волкова роковым. Он сам всем руководил, тщательно следил за всем, при этом, к сожалению, забыв о себе самом. Во время маскарада сам организатор очень сильно простыл и 4 апреля 1763 года умер. «Отец русского театра» был похоронен на кладбище Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Мы видим, что русский театр не был создан чьим-то указом или сиюминутным желанием. Он рождался и формировался долго, под влиянием множества факторов. Почва для его появления готовилась много десятков и сотен лет. Причём русский театр является «соборным явлением», он не появился в каком-то одном городе, нет, его элементы формировались в разных уголках нашей страны. Да и изначальные деньги, капиталы, были именно русские. С другой стороны именно конкретная личность смогла окончательно сформировать основы и общую концепцию нового вида искусства. Ведь именно театр Волкова принято считать первым русским публичным профессиональным театром. Именно в нем ставились пьесы русских авторов, все роли в постановках исполняли только русские актеры под руководством русского режиссера. В отличие от театров школьных, дворцовых, домашних он был общедоступным – социальный статус не играл никакой роли. Более того, с этого момента работа актёра становится профессией в полном смысле этого слова – за свой труд люди начинают получать зарплату. Кроме того, труппа была не крепостная, а целиком и полностью состоящая из добровольцев, которых Волков смог воодушевить своей идеей. Помимо всего прочего, деятельность театра носила постоянный характер, а не эпизодический. Там были все элементы необходимые для настоящего театра – труппа актёров, постоянный репертуар, который со временем обогащался, свое здание, декорации, костюмы. И всё это было создано благодаря инициативе всего одного человека, который с удивительной энергией, целеустремленностью и самоотверженностью всю свою жизнь служил отечественному искусству. Мы видим, что лишь упорный труд может привести к потрясающим результатам. Именно этому упорству мы обязаны учиться у своих предков.

Екатерина Серова

Специально для «Народного Собора»

Артём Бирлов

Координатор Движения «Народный Собор»