Экономический кризис расколол ЕС на Север и Юг

Хельсинки – Рим, Сентябрь 07 (Новый Регион, Алексей Усов) – Экономический кризис все больше усиливает поляризацию Еврозоны – на страны-должники и страны-кредиторы. Вторые, вынужденные оплачивать завышенные социальные обязательства заемщиков, требуют все более весомых залогов за кредиты, и в этих странах все популярнее становится идея выхода из Еврозоны. Политики стран должников, напротив, стремятся избежать ответственности за долги, но, при этом, из-за желания удержаться у власти, не готовы снижать расходы. Нагляднее всего эти полюса представляют Италия и Финляндия, пишет Ytro.ru. В финансовых взаимоотношениях этих стран аналитики издания увидели и основания возможного распада ЕС.

Финляндия традиционно занимает самую жесткую позицию по отношению к партнерам по Еврозоне, оказавшимся в долговой яме – в качестве одного из главных кредиторов. Италия, напротив, занимает первую строчку в антирейтинге должников с объемом госдолга в 2 триллиона евро. Неудивительно, что с такими исходными данными страны не могут найти общий язык в финансовых вопросах.

Финляндия, в течение последних лет активно спонсируя, почти наравне с Германией и Францией ,«проблемные страны», выставила новые условия кредитования: деньги только под залог территорий и госпредприятий. Впервые такое предложение было выдвинуто на саммите ЕС в июне и не нашло горячей поддержки южноевропейских должников. До радикального предложения о земельных и имущественных залогах по кредитам, Хельсинки осуществляло финансирование строго под финансовый залог.

Пока что Финляндия – единственная из стран ЕС, которая, участвуя в оказании финансовой поддержки партнерам по еврозоне, вынуждает их заключать двусторонние соглашения о гарантиях возврата предоставляемых средств. В прошлом году такое соглашение она заключила с Грецией, этим летом – с Испанией. На переговорах с Мадридом Хельсинки настоял на том, чтобы 40% кредита на общую сумму в €2,2 млрд были предоставлены в качестве залога. Таким образом, правительству Испании пришлось внести €800 млн на финские счета, чтобы получить взамен €1,4 миллиарда.

Хельсинки даже предложил сделать такие залоги общеевропейской практикой, но не нашел понимания у партнеров. Что тоже естественно – чтобы получить «финские» деньги, просителям приходилось занимать у более финансово толерантных стран, например, у Германии и Франции. В свою очередь Берлин и Париж оказались не слишком довольны положением дел, при котором они оказывались не только «кормушкой» для должников, но и гарантами сохранности финских кредитов.

Принципиальность Хельсинки оценили международные рейтинговые агентства, выдав негативный прогноз по рейтингам «стран-доноров» – Германии, Нидерландов и Люксембурга. Рейтинг Финляндии оказался стабильным.

«Это решение авторитетного агентства дало повод финским властям еще более увериться в своей правоте и углубило идеологическую трещину между Севером и Югом Евросоюза», – отмечает издание. Рейтинг Италии упал сразу на 2 ступени: с «A3» до «Baa2» с сохранением негативного прогноза.

В то время как средний уровень госдолга по ЕС приближается к 90% ВВП (согласно прогнозу МВФ, в следующем году он достигнет своего пика в 91%), Финляндия задолжала миру лишь около половины своего годового валового продукта. По этому показателю она входит в пятерку стран, до сих пор укладывающихся в нормативы европейского валютного союза (госдолг – не более 60% ВВП). Не превышает она его лимиты и по уровню бюджетного дефицита (3%). Прирост экономики медленный – 1,2% – 1,5%, зато на основе высоких технологий.

Как итог экономности и хорошего менеджмента – финская экономика и банковская система сейчас практически не связаны с ЕС ничем, кроме общей валюты. Кроме того, Финляндия в целом слабо интегрирована в Еврозону: На ЕС приходится лишь 30% внешней торговли Финляндии – меньше, чем даже у Великобритании.

Немецкие и французские банки держат большие пакеты долговых обязательств Италии и Греции, и поэтому правительства этих стран ищут пути выхода из нынешнего кризиса общими усилиями, вплоть до рассмотрения возможности объединения долгов стран еврозоны. В Хельсинки к таким идеям относятся крайне отрицательно, не желая платить по чужим долгам. Финляндия настолько жестко оппонирует идеям введения еврооблигаций, что ее выход из еврозоны в случае принятия Еврогруппой такого решения представляется вполне реальной перспективой. Возможно, выход Финляндии из ЕС станет началом если не распада «Объединенной Европы», то крайней ее поляризации на преуспевающий Север и обанкротившийся Юг.

Источник