Как правильно любить Родину

Широкомасштабные армейские реформы как-то стороной обходят такой важный вопрос, как патриотическое воспитание военнослужащих.

Широкомасштабные армейские реформы как-то стороной обходят такой важный вопрос, как патриотическое воспитание военнослужащих. А оно требует особого внимания, ибо военнослужащий просто обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину ведь, если воин – не патриот Отечества, то, пардон, зачем все эти реформы, зачем такая армия, воины которой не готовы жертвовать ради него собой. Однако, на пути разрешения этой аксиомы, возникают вопросы.

Патриотизм, как и любое иное качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. В армии это обязанность возложена на воспитательные структуры. В Уставе внутренней службы ВС РФ сказано, что именно офицеры-воспитатели обязаны «формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому догу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества». Тут и возникает первый вопрос: в связи с массовым сокращением в армии института офицеров-воспитателей, кому они передадут свои патриотические функции?

Но даже если воспитателей оставят в строю или их обязанности возложат, например, на офицеров штаба ожидать всплеска патриотизма, полагаясь лишь на кадровое решение проблемы, не стоит. Моральный уровень нынешнего офицерства, к великому сожалению, оставляет желать лучшего. В подтверждении своих слов приведу даже не статистку офицерской преступности, а данные, проведённого в 2009 году социологического исследования в гарнизонах Сибири. Итак, ничего не привлекает в службе почти 40% офицеров, проходящих службу непосредственно в частях, 48,5% офицеров, проходящих службу в военных вузах и более 35% офицеров управленческого звена. Все категории офицеров довольно низко оценивают свои патриотические чувства: офицеры воинских частей – 21,7%, офицеры военного института – 25,4%, офицеры управленческих структур – 29,5%. Почти 75% опрошенных, сожалеют о выбранной профессии. Наконец, ни один из них не назвал среди причин, по которым он проходит службу, чувство долга, патриотизм и т.п. Чаще всего, на службе их удерживает, увы, ожидание, пенсий, квартир, сертификатов, оргштатных мероприятий. Авторы исследований, военные учёные, убелённые сединами полковники, в конце своей работы вопрошают: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, и из каких компонентов он состоит?» Как говориться, приехали…

Как учили меня хорошие патриоты, офицеры-воспитатели: «Взял слово — подари мысль», поэтому, взявшись за эту важную тему, попытаюсь сам коротко ответить на поставленные вопросы.

Думаю, неважно, кто в действительности будет отвечать в армии за воспитание патриотизма: воспитатели, командиры или вводимые полковые священники — помощники командира по работе с верующими военнослужащими, важнее, как это делать? С другой стороны, подходя к проблеме научно, как требовали того выше военные учёные, патриотизму можно дать самое правильное толкование и обоснование, но смысл слова итак понятен каждому: патриот – это тот, то любит свою Родину. Именно любит. Но о любви к Родине (земле, на которой родился), к Отечеству (стране отцов) ничего не написано ни в уставе, ни в других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих в армии жизнь и учебный процесс. Интересно почему? Наверное, потому, что писали их люди, считающие, что любви в армии не место. Так ли это?

Обратимся к нашей военной истории. Возьмём лучшие её страницы — времена Суворова. Были ли безграмотные солдаты его армии патриотами? Кто бы сомневался! Причём без всяких с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их воспитала сама благодатная для этого среда России-матушки – многодетные, патриархального уклада семьи, сельская община, приходской священник. Да и с командирами им повезло. Кто ещё лучше Суворова коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т.е. службой, всей своей жизнью. Вспомните, например, момент, когда во время сурового италийского похода перед штурмом Сен-Готардского перевала его непобедимые доселе чудо-богатыри вдруг дрогнули и возроптали: «Не пойдём! Это верная гибель!». Выслушав их, великий полководец приказал выкопать яму, лег в неё и заявил: «Закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом обратно, в Россию! Мне назад дороги нет!» Оцепенев, солдаты уже чрез минуту ринулись в бой и… взяли непреступный перевал. Ради любимого командира, ради любимой ими Родины.

А что ныне? Сравнения, конечно, не в нашу пользу. Российская армия давно не одерживала убедительных побед. Почему? И солдат вроде грамотных призывают, и офицеры все сплошь с высшим, и даже несколькими высшими образованиями и про патриотизм все слышали. Чего нет? Той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат. Итак, дело в офицере, в том, насколько верно он ответит на поставленный выше вопрос: «Во имя чего он должен служить Отечеству?»

Хочу процитировать, приводившийся выше фрагмент документа социологического исследования, одновременно продолжая отвечать на поставленные выше вопросы: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность — карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Ясно, что офицеры с подобными характеристиками, на какие должности их не назначай, не смогут воспитать патриотов, потому что не являются ими сами. Разве можно любить свою Родину и одновременно быть равнодушным и трусливым карьеристом, не желающим обременять себя хоть какой-то ответственностью? И поэтому их отговорки, что солдаты пошли, мол, не те, не так, де, воспитаны, можно принимать лишь условно. Процесс воспитания всегда строиться, прежде всего, на личной примерности воспитателя.

Что же делать? Очевидно, параллельно прививая молодёжи любовь к Родине в семье и школе (а это отдельная больная тема), надо научить по-настоящему любить Родину и офицеров. Инструменты и воспитательная база для этого есть. Было бы на это желание тех, кто вовлечён в этот процесс. Однако, насильно мил не будешь. Любовь к Родине, стремление познать её должно быть продиктовано собственным сердцем – органом любви. Поделюсь собственным опытом.

Я, например, в этом году самостоятельно совершил поездку на поезде по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Впечатлений – масса, главное из них – какая она огромная, красивая и могучая – наша Россия. Несмотря на все беды и напасти, которые регулярно обрушиваются на неё, она остаётся по-настоящему прекрасной и великой. Чтобы понять это, достаточно по ней проехать. Уверен, имей такую возможность в своё время Гитлер, кайзер Вильгельм или Наполеон, мы избежали б многих войн. Проехав 9 с лишним тысяч километров, я опять оказался… в России, на своей Родине, где можно свободно без переводчика общаться со своими согражданами, единоверцами, и чувствовать себя как дома. Не передать то чувство, с которым я выходил ранним утром на перрон Владивостокского вокзала, который соседствовал с морским портом и базой кораблей ТОФа. Как тут не вспомнишь слова Императора Александра Третьего, при котором закладывалась транссибирская магистраль, построенная русскими людьми всего за каких-то восемь лет: «У России всего два союзника – Армия и Военно-Морской Флот». (К сожалению, у многих офицеров преобладает желание, благодаря либерализации законодательства, провести отпуск за границей. Желание понятное, но, не узнав толком прежде своей Родины, не полюбив её всем сердцем, стоит ли ехать узнавать чужбину? В конце конов, всё решает сам человек).

Могу привести и второй пример активного воспитания патриотизма – моё участие летом позапрошлого года в Великорецком крестном ходе, организованном военным отделом Вятской епархии РПЦ, в котором приняло участие несколько солдат, прапорщиков и офицеров кировского гарнизона. В течение пяти дней мы вместе с другими паломниками, число которых доходило до 15 тысяч, шли по бездорожью и просёлкам по древней русской земле, мимо вымирающих деревень и возрождающихся храмов, окунаясь на привалах в святые источники и совершая в пути молитву о России. Общаясь в ходе всего пути с военнослужащими, убедился, что даже скептики возвращаются из такого необычного путешествия другими: задумчивыми, посерьёзневшими, лучше узнавшими свою Родину.

Наконец, третий пример. Посещение всей семьёй концерта известного исполнителя русских песен Николая Емелина, активно гастролирующего по всей стране. Он, к сожалению, не известен людям, избравшим критерием самого лучшего в отечественном шоу-бизнесе, телевидение. Артист настолько зарядил позитивом и верой в Россию, в русский народ, в его будущее зрителей, что они были готовы подобно суворовским солдатам пойти на штурм сразу всех горных перевалов. Это только три личных примера из массы других способов и методов, как лучше узнать и полюбить свою Родину. А если сюда приложить желание командира и доведённый в армии до абсолюта административный ресурс?

К великому сожалению, в наше время, почему-то всё больше появляется командиров, которые не «заморачиваются» на тему патриотического воспитания подчинённых. Ведь не за это с них будут спрашивать, в самом деле, старшие начальники и проверяющее. Патриотизм в наше мирное время легко определяется по отчётным документам и журналу посещаемости военнослужащими занятий по общественно-государственной подготовке. А ну как если война? Ну, во-первых, она, всё и спишет, а во-вторых, по мнению таких командиров, война наступит когда-нибудь потом, когда они благополучно уйдут на пенсию и, может быть, будут писать мемуары, как они доблестно служили Отечеству, защищали Родину.

В одном из подмосковных соединений, в ожидании визита Верховного главнокомандующего, такой командир взял да и отменил за неделю до важного визита… обеденный перерыв для всех своих подчиненных, проходящих службу по контракту. В качестве, так сказать, тренировки, чтобы не попались на глаза Верховному в день приезда. И не беда, что этим нарушался распорядок дня, элементарные права военнослужащих, а может быть, самое главное — его же авторитет. Ведь ей Богу, вряд и пойдут в бой подчинённые за таким командиром, даже если он, дерзнув подражать Суворову, ляжет в вырытую по его же приказу могилу…

Без любви к Родине, к людям (подчинённым) трудно поднять дух и навести порядок в армии.

Руслан Цветков