Казачество – это состояние души

Интервью с Александром Тутовым – Руководителем Архангельского отделения «Народного Собора»

В руководстве Северо-Двинской областной организации Союза казаков России недавно произошли перемены. На смену Александру Качаеву, покинувшему пост атамана по семейным обстоятельствам, пришел Александр Тутов.

Александр Тутов – писатель, врач-невролог, организатор и активный участник ряда общественных объединений региона, в прошлом – депутат, родоначальник исторического фехтования в нашем крае. В роду у Александра – кубанские и донские казаки. Наш разговор – о том, что представляет собой казачество в Поморье, какова его история.

– Я не рвался на эту должность, меня вполне устраивала должность походного атамана, – признался нам Александр Тутов. – Я занимался тренировками, подготовкой казаков. Но наш атаман Александр Качаев по семейным обстоятельствам вынужден был уйти, и мне пришлось занять его место. Атаманом должен быть представитель потомственных, родовых казаков; к тому же руководить областной организаций легче человеку, живущему в Архангельске, чем другом районе области.

– В Архангельской области существуют две казачьих организации – областное казачье общество, которое возглавляет атаман Евгений Ухин, и Северо-Двинское областное отделение Союза казаков. Как складываются отношения между ними?

– Я надеюсь, что мы будем сотрудничать с ними, но взгляды на достижение общих целей у нас пока что разные. Мы все-таки ближе к общественной организации, землячеству. У нас в организации тоже есть не только родовые казаки, мы можем принимать в свои ряды и других достойных людей – их потомки будут такими же равноправными казаками, как все остальные. Но главное в Союзе Казаков России – это духовная основа. Нельзя принимать всех подряд, как можно делать по закону принятому президентом: охранников ЧОПов и вообще всех, кто захочет, хоть гастарбайтеров завезите. Казачество – это состояние души, православная культура – служение Вере и Отечеству. Есть хороший закон «О казачестве», который будучи депутатом Госдумы подготовил тогдашний Верховный Атаман Союза Казаков России Мартынов. Он прошел все чтения, но Ельцин не подписал. А нынешний извращает идею и дух казачества, поэтому мы против такого реестра.

– Часто задают вопросы: какое отношение казачество имеет к Поморью? Дон, Кубань, Терек, Волга, Урал, юг Сибири – понятно. А при чем тут Север России?

– Есть ряд серьезных гипотез о том, что именно наш Север дал России множество казаков.

Исследованиями историков рубежа 19-20 веков доказано, что около двух десятков станиц на Дону и большое количество станиц на Тереке основано потомками новгородских ушкуйников. Не столько даже новгородцев, сколько двинян и вятчан. Недаром и первые казачьи походы донцов и запорожцев были не на конях, а на чайках и стругах. Вспомните походы по Волге Степана Разина, Ермака. Есть версия, что Ермак Тимофеевич – либо потомок выходцев из наших краев, либо родился на территории будущей Архангельской области. Она имеет много сторонников. И нам надо гордиться, что этот великий человек принадлежит как Северу, так и Дону. К тому же есть подтверждения в Соловецкой летописи, что казачьи отряды охраняли Север, противостояли нашествиям врагов.

Можно вспомнить, что в 17-м веке в Поморье побывал некто Яхья, претендент на турецкий престол с группой казаков, которые его поддерживали. Он пытался выпросить помощь у царя Алексея Михайловича для захвата турецкого трона. Это известная историческая фигура. Менее известно то, что он был в Архангельске. Я уже не говорю о таких казаках, вышедших из поморов, как Семен Дежнев или Ерофей Хабаров. Казаки вобрали в себя кровь многих народов, но по духу, по языку, по культуре мы – русские, так же, как и поморы. Имеем свои обычаи, традиции, порядки, но при этом мы не считаем себя отдельным народом.

– Каковы основные направления деятельности архангельского казачества?

– Взаимодействие с Русской Православной Церковью, военно-патриотическая работа с молодежью, возрождение и укрепление казачьих традиций, культурно-просветительская деятельность. Главное же – защита интересов нашей страны и ее населения.

– Насколько я знаю, казачьи организации создаются сегодня в районах области?

– Да, во многих районах есть казаки, активно действуют военно-патриотические клубы, и мы стремимся объединить их. Есть крепкая Верхнетоемская организация, в Северодвинске наши казаки работают с молодежью, среди тренеров по армейскому рукопашному бою, кикбоксингу, историческому и спортивному фехтованию есть потомственные казаки. Я – сторонник того, чтобы все казаки объединялись. А поскольку это сила пассионарная, то есть активная, люди стараются что-то делать, то чем больше их будет, тем лучше. При этом меняется поведение вступающих в казаки – например, стараются меньше пить.

– А как вступить в казаки? Что для этого нужно?

– Существует форма прошения, которое направляется мне как атаману. Мы на правлении его рассматриваем и принимаем решение. Для тех, кто не является родовым казаком, но чувствует себя казаком по духу, существует поручительство со стороны тех, кто имеет предков-казаков. Главное, чтобы этот человек был православным, и действительно желал принести пользу стране и народу, а не искал каких-то привилегий. В нашей организации много людей, которые воевали, служили в специальных частях.

– Сколько всего казаков сегодня в областной организации?

– Пока немного, где-то около полутораста человек, но в ближайшее время организация наша утроится, так как закончится испытательный срок у многих желающих стать казаками. В Архангельской области много потомков казаков, которые за последние сто лет поселились здесь – кто добровольно, кто нет.

– Сегодня в России действует федеральный закон о казачестве…

– Нынешний вариант закона выхолащивает саму идею казачества. Он был принят вместо хорошего закона, который подготовил Верховный атаман Союза казаков России Мартынов, когда был депутатом Госдумы. Сегодня можно привезти в Россию группу гастарбайтеров, прописать их и сделать из них казаков. И вообще из любых людей, не имеющих отношения ни к казачеству, ни к православно-патриотической тематике.

Да, были неправославные казаки: калмыки, башкиры, часть татар. Но, во-первых, такие казачьи войска создавались на определенных территориях, во-вторых, это были традиционные части. Они могут быть и сегодня. Но это скорее исключение из правила.

Еще одна тема, которая поднимается давно – вооружение казачества…

– Если его будут выдавать, кому попало из числа записавшихся в реестр, то это будет уже не казачество, а просто наемные отряды, вроде «воровских» казаков 17-го века, собиравшихся только для того, чтобы пограбить. Не хотелось бы повторения этого.

Мы не хотели бы также, чтобы казаков превращали в отряды по подавлению народных выступлений. Казаки должны бороться с внешними врагами государства. И раньше, в 1905-м году, были только единичные случаи использования казаков для разгона демонстраций. Большинство казаков категорически отказывались участвовать в этом. Но после 1917-го года такие враги казачества, как Троцкий и Свердлов, раздули такие единичные факты, обозвали казаков «нагаечниками».

Да, я считаю, что казаки должны быть вооружены, но на службу их должны отправлять общественные объединения казачества. А то, что сейчас пытаются всех реестровых казаков одеть в одну форму от Юдашкина, это тоже попытка лишить их родовых корней.

Есть казаки донские, кубанские, оренбургские, у каждого войска своя форма. Да, все казаки друг другу братья, но традиционный костюм должен сохраниться. И это должно быть отражено в законе.

– Каковы ближайшие планы областной организации Союза казаков?

– Участие в «Зарницах», поездки на различные соревнования. В августе в Красноборском районе при поддержке районной администрации пройдут Дни Ермака. Думаю, что примем участие и в архангельском городском празднике – Дне Архангела Михаила (21 ноября). В планах – поездка группы казаков в Сербию. Мы активно сотрудничаем со многими патриотическими организациями: региональными отделениями Народного Собора, который я, кстати, возглавляю в регионе, Военно-спортивным союзом Михаила Калашникова, центра генерала Ивашова.

Будем продолжать тренировки, привозить мастеров единоборств, чтобы готовили наших ребят к защите Родины. Мы входим в Совет по делам казачества при губернаторе области, от епархии нас курирует отец Феодосий. В мае примерно планируем провести областной казачий круг, на котором я официально приму Присягу.

Беседовал Анатолий Беднов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.