Константин Соколов: «Трудовое Братство Неплюева – пример для нас».
Продолжение интервью с Вице-президентом Академии геополитических проблем, членом Президиума Центрального Совета Движения «Народный Собор» Константином Соколовым.
Часть 4. Трудовое Братство Неплюева – пример для нас
А.Б.: Погорим о росте населения Земли и теории «золотого миллиарда». С точки зрения христианской традиции, чем больше детей, тем лучше. Понятно, что Церковь против абортов, но с другой стороны, мы натыкаемся на противоречие: если не контролировать рождаемость, то людей станет на Земле очень много.
К.С.: Вы задали не просто вопрос, а подняли огромную проблему. Тут наслаивается так много явлений, что трудно ответить коротко.
В современной пропаганде на этот счёт происходит искусственная подмена проблем, искажение ситуации и использование других приёмов, чтобы перенести ответственность «с больной головы – на здоровую». Прежде всего, рождаемость во многом регулируется естественным путем. А с христианских позиций – промыслом Божьим. Например, удивительно точное и необходимое для выживания общества соотношение рождающихся мальчиков и девочек. Теория вероятностей может объяснить это лишь на большой статистике, усреднённо, в течение веков. Но не во всех поколениях, десятилетиях, годах. Как и другие научные теории. Мы ли должны это контролировать? Созданное – гармонично, причём для всех стадий и уровней развития общества. Мы сами нарушаем его гармонию, создаём глобальные проблемы. Контролировать и разрушать – не одно и то же.
Действительно, уровень развития науки, образования среди населения, уровень его жизни в этом отношении влияет, в частности, и уровень образования женщины, прямо влияет на уровень рождаемости. Чем более высоко развито население, тем потребности его выше, технологические возможности удовлетворить их тоже выше, детская выживаемость и продолжительность жизни выше, но тем и рождаемость ниже, именно в связи с уровнем развития, и никак её ограничивать не надо, а лучше даже стимулировать в этом случае. Это – в благополучно существующем обществе. Зато, в переживающем кризис, прежде всего, духовный кризис, а не экономический, действуют и другие факторы.
А.П.: Почему же снижение уровня жизни в России не привело к росту рождаемости?
К.С.: Сейчас стало модной темой обсуждать депопуляцию России, связывая вымирание населения с уровнем жизни и социальных гарантий. Это противоречит здравому смыслу, историческому опыту человечества! Рождаемость падает! При снижении уровня жизни! Больше всего детей рождается в нищете, при самом примитивном образе жизни. Как и умирает. В гораздо более суровых условиях в России была рождаемость выше. Главный вопрос регулирования численности населения – не в материальном достатке, не в бытовых удобствах. Он состоит в способности родителей вырастить, достойно воспитать своих детей, в соответствии с собственным уровнем развития, представлениями о счастье. А значит, реализовать свой потенциал в жизни, в своей профессии, в участии в общественных процессах, в возможности жить сообразно нормам веры и достигнутого обществом знания о мире, при любом уровне глубины этого знания. Даже сказанное – частности. Вопрос состоит в нашей способности соответствовать гармонии мироздания, жить по-божески. А не в возможности вмешиваться в неё и перекраивать на свой вкус, сообразно чьим-то теориям. Вымирание России связано с тем, что высокоразвитый народ поставлен в дикие условия социальных отношений, категорически не соответствующие его духовным ценностям, достигнутому уровню культуры и образования, народным традициям. Нас бросили в грязь! Именно поэтому сейчас так старательно доводят культуру и образование до примитивного уровня, а в духовной сфере народа царит разброд и шатания, разноверие и ересь.
Численность населения регулируется могучими социальными регуляторами, которые нельзя заменить лозунгами и призывами к увеличению или сокращению рождаемости, «материнским капиталом» или иными материальными подачками. В духовно здоровом, гармоничном обществе демографические проблемы не возникают. Так же и избыток населения возникает, как мы видим, среди тех народов и стран, которые начинают пользоваться достижениями чужой науки и техники, но им не обеспечено развитие культуры и образования до такого уровня, в котором данные достижения создаются. Нарушается действие естественного социального регулятора. Люди пользуются не тем, чего заслуживают по своему развитию.
Главной причиной мирового демографического кризиса является власть «золотого тельца», погоня за материальной выгодой, а не целенаправленное развитие общества. Например, сейчас множество производств вынесено в страны «третьего мира», главным аргументом чего является наличие там дешёвой рабочей силы. Почему она такая «дешёвая»? Потому что там не сделаны огромные вложения в общее развитие, культуру и образование населения, которые могли бы его сравнять в этом отношении с представителями ведущих стран мира. Примитивные профессиональные навыки – не в счёт. Они действительно стоят дёшево. А технологии туда передаются из ведущих стран. Отсюда и возникает диспропорция, социальное противоречие, которое потом отражается в демографическом вопросе.
Возьмём это утрировано, если хотите, в гротеске, на примере некоторых «развивающихся» (по моему мнению – сомнительно) стран. «Отвёрточная технология» обеспечивает работу всё-таки более лёгкую и более доходную, чем работа с сохой, запряженной быком. А уровень жизненных представлений и интересов остаётся прежним. Работник, едва живой добрался до дома – смог родить детей, единственная радость. Теперь их прокормить чуть-чуть легче, выживет больше. Население увеличится. Отдушина – несколько народных, религиозных праздников в году. И всё! Кроме непрерывной, изнурительной работы, есть немного часов отдыха дома. Какие там музеи, театры, учёба в институтах, защита диссертаций?! Тем более – политика. Даже в Древней Греции понимали, что вне политики – только рабы. В этом – суть. Пока с сохой ходил – деревней, обществом решали, как жить. Но соху сам делал. И жизнь своего народа определял. Теперь дали в руки кем-то придуманный и сделанный трактор, с причитающейся ему механизацией. Само по себе это, наверное, неплохо. Однако если народ по своему развитию не способен создать такую технику, значит, извне стали решать, что из технологий ему давать и на каких условиях. Каждый в таком народе стал рабом, отдал право организовывать жизнь, решать судьбу себя и своих детей, близких, в руки тех, кто совсем не близки. Даже не по крови, а выше, по вере. Кто готов попользоваться рабами, пока это полезно, а потом, за ненадобностью, уничтожить. Вместо отечества, где он был творцом и хозяином всего, человек чуть проще получил зарплату. А при отсутствии необходимости собственного развития, совершенствования, силы направил на осложнение демографической проблемы.
То же самое происходит, когда «дешёвую» рабочую силу из развивающихся стран массово поставляют в высокоразвитые страны. Прибыль от этой дешёвой рабочей силы получат конкретные капиталисты. А потом это оборачивается тяжёлыми социальными проблемами и огромными расходами государств по их преодолению. За них расплачивается общество в целом, а не те, кто копит богатства, паразитируя на создании этих проблем. Возникают эти проблемы по той же причине несоответствия уровня социального развития людей образу и технологическому обеспечению жизни, достижениям человечества в целом, жестокой приватизации этих достижений, так называемой «интеллектуальной собственности», в интересах узкого круга людей и корыстной игре на этих противоречиях. Природа же противоречия состоит в желании сильных мира сего забрать у людей всё человеческое. Что это? Отнять путь спасения души, нравственное совершенствование и познание мира, желание своими руками устроить справедливую жизнь, может быть, не всё, но добавить в неё доброе. Отчего же именно это непременно надо отнять у людей? Потому как справедливость, как логика жизни, исключает злодеев и их злодейские устремления. Что взамен? Бросить «в кормушку» рабскую долю материальной пищи, лишив важнейшего и бесценного. Прежде всего, права развиваться духовно и интеллектуально, в соответствии с достигнутым общим трудом и талантом поколений, лишив даже устремлений к этому за счёт тотального развращения, дебилизации и отвращения от истинной веры, лишив фундаментальных знаний, формирующих отношение человечества к миру, его проблемам.
Истина проста, поскольку она дана человечеству и давно освоена в практическом опыте. Чем дальше отступаем от неё, тем всё становится сложнее, непонятнее. Запутаться легче, чем распутаться. Нас старательно запутывают сложнейшими теориями и жуткими политическими рекомендациями, чтобы спрятать от общественного мнения истинные причины, истинных виновников и верный путь к благополучной жизни. Давно известное. Человечное, а не зверское, нацеленное на взаимное истребление.
Сейчас происходит кризис и вовсе не по причине избытка населения, а по причине неправильного образа жизни. Попросту говоря, это господство материального, торжество «общества потребления», с присущей ему бездуховностью. Общественная мораль примитивна: чем больше имеешь, тем лучше.
Как потребление доводится до абсурда? Могу привести примеры своих товарищей, с которыми учился и рос, которые уехали в США. Беру конкретного человека. Здесь мой товарищ по учёбе и сборной команде института имел дом, в прямой видимости от Ленинграда, машину, гараж. Потом у него, квалифицированного производственника, главного инженера известного предприятия, отняли возможность даже сохранить то, что есть, дано ему родителями. Такие люди нужны везде. Как только он переехал в Соединённые Штаты, то завёл не только дом для семьи. Его дети стали жить отдельно, потому что там это норма для достигших 18-ти лет. Ему пришлось завести 4 машины (на себя, жену, 2 взрослых детей), потому что, как он мне объяснил, общественного транспорта в нашем понимании там нет. На 60 соток его участка (против отечественных – восьми, где для наших встреч зелень произрастала в избытке) он завел трактор для уборки снега, обработки газонов и других хозяйственных нужд. Это та самая «одноэтажная» Америка. Она представляет собой огромную растянутую вдоль шоссе населённую зону, условно делящуюся на территории отдельных населённых пунктов. И вся эта территория с очень малой плотностью населения должна быть обеспечена всеми видами коммуникаций, инфраструктуры. Короче говоря, если посчитать всё потребление на одного человека – огромная норма потребления.
Но есть альтернативы. Я сам вырос в большой семье. После блокады Ленинграда, наш дом не разбомбило, и все родственники в дедовой квартире собрались, и ближние, и дальние, — все. Конечно, жили тесно, только в течение почти двух десятков лет родня разъехалась по своим новым квартирам. Но, тем не менее, я, как самый младший из 6 детей в одной квартире, получал много. Так как дети растут быстро, много вещей, из одежды, игрового, спортивного и прочего обеспечения мне переходило от старших. В большой семье питание из одного котла выходит дешевле. При такой населённости в доме, детские сады и ясли нам были вовсе не нужны. Всегда было, кому за детьми присмотреть. Попросту говоря, при коллективном потреблении очень многого нам не надо, хотя необходимое – есть. Суровые послевоенные годы не были годами невыносимых лишений для нашей семейной общины. Хотя, экономили, и могучих «спонсоров» не было. Наверное, каждый «в своём углу» бедствовал бы крепко.
А.Б.: Вы хотите предложить новую экономическую модель, взамен американского капитализма?
К.С.: Нет здесь никакого новомодного открытия, предлагаемой народу вновь изобретённой теории жизни. Есть попытка возбудить историческую память. Которую моё старшее поколение не потеряло, чем и выживало, воспитывало детей. В конечном итоге, дело не в жизненном опыте моей семьи, а в том, к чему он меня обратил. Здесь исторический опыт.
Крупнейший русский помещик, представитель древнего дворянского рода, родственного царской фамилии, Николай Николаевич Неплюев создал Православное Крестовоздвиженское Трудовое Братство. Это был поиск развития традиций русской общинности в новых условиях совершенствующегося и усложняющегося производства. Трудовое Братство было официально открыто в 1895 году. Уже в 1908 году его численность достигла 500 человек, и на этом уровне стабилизировалась до конца его существования (видимо, был какой-то естественный оптимум). В общину принимались, сначала в качестве воспитанников, дети беднейших крестьян, сироты. Это делалось с той целью, чтобы с детства воспитать нравственные нормы и приучить к традициям коллективизма. А возможность неимущим детям сразу оказаться в здоровых условиях жизни была хорошим стимулом к тому, чтобы они старательно воспринимали непривычные для них традиции честнейших взаимоотношений, на самом деле, являющихся нормой православия, нарушаемой в жизни общества, уже поражённого серьёзными социальными язвами.
Не все воспитанники Братства оставались в нём навсегда. Примерно 1/3 уходила из него, получив воспитание и образование, желая реализовать себя в науке, искусстве и других делах в общероссийском масштабе, за пределами комфортного проживания на «малой родине».
Однако опыт деятельности Трудового Братства до 1917 года не очень рекламировался. Уровень самоуправления и самоконтроля там был столь высок, что практически исключал управленческую роль (даже в качестве надсмотрщиков) владельцев земли, капиталов, используемых обществом. Они превращались просто в получателей доходов, откровенно паразитирующую прослойку. Это вызывало недовольство представителей высших сословий, рассматривалось как социальная угроза. Только родственные связи семейства Неплюевых с царским домом, достигнутое за счёт этого утверждение устава Братства указом Александра III, защищало его от происков могущественных противников.
Эффективность деятельности Трудового Братства поражала современников. Производительность труда была на недосягаемом для других уровне. Воровства, разгильдяйства, бездушного отношения к делу не было, и не могло быть, поскольку все жили за счёт общих средств, а доходы делились по-братски, равными для всех частями по конечному результату. Технологический прогресс производства был непрерывным, подпитываемым творческой инициативой всех работников. Его опыт приезжали изучать представители практически всех развитых стран, в том числе, представители Г.Форда, американских и европейских университетов, общественных организаций. Приходилось даже специально ограничивать непрерывный поток посетителей, поскольку они слишком надолго отвлекали от работы членов Братства.
После революции новая власть поначалу отнеслась к Трудовому Братству положительно, поскольку в нём были реализованы все принципы коммуны, причём в абсолютизированном виде, во всех сторонах жизни. А члены Трудового Братства были очень хорошо обеспечены материально, имели здоровое и комфортное существование. Это достигалось за счёт собственного труда, без эксплуатации третьих лиц. Оно обеспечивалось благодаря трудовому энтузиазму, желанию отличиться в общем деле, заботливому и доброму отношению ко всем своим членам братства, без «надрыва пупка», а не в силу трудового «героизма» по исполнению приказов и планов начальников, нередко обеспечиваемому психологическим давлением, даже угрозой голода и репрессий, либо, по крайней мере, снижения уровня жизни.
Высокое благосостояние давал не только рационально организованный труд и высочайшая добросовестность работников, работающих исключительно на общий результат, при полном равенстве распределения доходов. Собственно говоря, доходы не распределялись для их использования в повседневной жизни, а накапливались на личных счетах. Текущие траты, в том числе на личные нужды, делались коллективными решениями «из общего котла». Доходы выдавались только при выходе человека из состава Трудового Братства, что можно было делать свободно, выбирая себе дальнейший жизненный путь, новое поприще. Экономное, но комфортное существование обеспечивал и рационально организованный коллективный быт, коллективное потребление – по сути, жизнь родовой общиной (коллективное проживание и совместное ведение домашнего хозяйства, питание «с одного котла», взаимопомощь во всех бытовых делах, в воспитании и обучении детей, организации отдыха и повышения квалификации).
Общинный образ жизни нёс в себе колоссальный воспитательный потенциал. Совместный быт не давал возможности для моральной распущенности. Нельзя было привести в дом дурную компанию, предаваться разврату, культивировать дурные наклонности, вести себя в любом смысле некорректно, плохо соблюдать нормы личной гигиены, аккуратности. Жизнь проходила на виду у сотоварищей, всё это немедленно получало нравственную оценку в братском коллективе, живущем по нормам православия. При этом здоровые и полезные замыслы получали содействие. Конечно, вступление в Братство предполагало определённую работу над собой. Но она давалась достаточно легко, поскольку подвигалась примерами сподвижников, соответствовала идеалам веры, являлась традиционной нормой. Дисциплинировав себя, воспитав в себе добрые качества, человек каждодневно получал в ответ бесценное: искреннюю братскую любовь, всестороннюю поддержку, уверенность в завтрашнем дне, социальные гарантии при всех превратностях судьбы. Выходя за пределы коллектива, в мир, человек чувствовал своё нравственное совершенство, превосходство над окружающими, свободу от несправедливостей и лишений, существующих в обществе.
Не устраивало Советскую власть, конечно, то, что единение людей было зафиксировано на основе православия. Каждый день и каждое большое дело начинались с молитвы. При этом чуждое атеизму Трудовое Братство слишком оторвалось по уровню жизни и организации производства от вновь создаваемых колхозов и других народных предприятий. Внутри него была обстановка братской любви, а не свирепой борьбы с явными и скрытыми классовыми врагами, стяжателями, лодырями и злоумышленниками, что вызывало зависть и недоумения, подрывало химеры атеистической пропаганды. Поэтому в 1929 году оно прекратило своё существование, попав под репрессии. Но главное в нём было – не экономический успех, достаток, а величие и доброта человеческих отношений. По-настоящему счастливая жизнь. Подобных примеров не было в окружавшей Братство жизни. Воспитание, отношение к делу прямо влияло и на качество образования, профессиональное развитие. Из его рядов вышло немало крупных учёных, деятелей культуры и искусства, высококлассных специалистов в разных сферах. Были Герои социалистического труда и лауреаты Государственной премии СССР, профессора, художники, писатели. И это приходится на коллектив из 500 человек постоянного состава, крестьян, начавших жизнь в полной нищете и безграмотности! Там рождался духовно совершенный, гармоничный человек. Причём не как счастливое исключение, а, как правило, действующее в абсолютном большинстве случаев.
Вот она, настоящая альтернатива тупиковому пути обществу потребления! Человеколюбивая, а не злодейская. Нам необходимо воспользоваться опытом наших предков, применить их достижения на практике, представить всем народам как новый образ жизни всего человечества.