Марковцы на Соловках.

В конце августа пятеро чинов военно-исторического клуба «Марковцы», трое из которых являются координаторами Московского отделения «Народного Собора», предприняли поездку на Соловецкие острова.

В конце августа пятеро чинов военно-исторического клуба «Марковцы», трое из которых являются координаторами Московского отделения «Народного Собора», предприняли поездку на Соловецкие острова. Поездка эта была необычна тем, члены клуба ехали в форме, хотя никакого реконструкторского фестиваля на островах не намечалось. Поездка носила для кого-то туристический, а для кого-то паломнический характер. Узнать о Соловках можно в интернете, из книг или просто съездив туда. Поэтому я не буду здесь подробно описывать их. Это рассказ о поездке и о впечатлениях.

После суток езды поездом, ночью мы прибыли в Кемь. Продремав на вокзале с первым утренним автобусом мы добрались до порта, откуда теплоход «Василий Косяков» доставил нас на Соловки.

(Забегая, вперед скажу, что на обратном пути мы поступили разумнее, скоротав полночи до поезда в Кемском порту на подворье Соловецкого монастыря. Нас встретили очень радушно и мы смогли перекусить и вздремнуть в чистых и уютных хорошо натопленных помещениях.)

Поселок Соловецкий представляет собой несколько десятков двухэтажных домов, значительная часть которых XIX века постройки, раскинувшихся по обеим сторонам бухты Благополучия. Поселок надвое разделен перешейком между бухтой и Святым озером, на перешейке и находится знаменитый Спасо-Преображенский, соловецкий монастырь.

Мы остановились в левой (если смотреть от моря) части поселка в палаточном лагере. Палатки мы разбили на опушке небольшого леска из карельских берез. Вскоре выяснилось, что по соседству с нами располагается аэропорт, когда самолеты шли на посадку, мы видели сквозь деревья как проносились их силуэты.

Ночевать в палатках, забравшись в спальник и укрывшись шинелью, было довольно тепло. Холодно было вставать утром. Больше всего в лагерном быте угнетала необходимость тратить огромное количество времени на приготовление пищи, которая успевала остыть в процессе раскладывания по тарелкам. Воду надо было брать в протекающей за лагерем канаве, которая, по словам местных, снабжала водой поселок. У края канавы гордо возвышалась поставленная каким-то шутником табличка с надписью «Река Припять» и знаком радиационной опасности.

Уже в первый день я ощутил прелести поездки в форме. Мы вызывали живейший интерес у местных жителей, вернее у туристов, который летом составляют здесь большую часть населения. Впрочем, обслуживающий персонал кафе, гостиниц экскурсбюро тоже состоит в основном не из островитян, а приезжает из других городов поработать в туристический сезон. Туристы (едут в основном из Москвы, Подмосковья, Питера и Финляндии) останавливали нас, расспрашивали кто мы, фотографировались рядом с нами. Приглянувшимся мы дарили «Имперские ленточки». Думаю читателю уже известно об этой акции движения «Народный Собор». Поскольку трое из пятерых, принимавших участие в поездке марковцев, являлись одновременно координаторами «Народного Собора», мы располагали изрядным запасом лент.

В первый же день мы посетили обзорную экскурсию, во время которой нам показали монастырь, его трапезную, соборы, тюрьму, мельницу. Особенностью соловецкой архитектуры являлось бесфундаментное строительство, вызванное невозможностью создать нормальный фундамент из-за каменистого грунта. Поэтому возводились очень толстые, на валунном основании, стены, сужающиеся кверху. Кроме того, в стенах зачастую сооружали отопительные каналы. Единственное что осталось для меня загадкой – почему в Трапезной и в главном соборе пол сделан с легким наклоном.

На следующий день с утра мы отправились гулять по монастырю самостоятельно. К моему удивлению высокие, сложенные из валунов стены мало задерживали резкий дувший с моря ветер. В монастыре нам встретилась женщина, приехавшая на Соловки с группой детей из Подмосковья, она пригласила нас придти к ним вечером.

Днем мы поехали на экскурсию на гору Секирная и в Ботанический сад. Гора Секирная является наивысшей точкой Большого Соловецкого острова. Ее венчает церковь, под куполом которой находится маяк. Неподалеку от церкви, с крутой стороны горы находится смотровая площадка и лестница подъем по которой, по преданию, отпускает грехи по числу ступеней. Во времена репрессий на Секирной казнили узников концлагеря, теперь рядом с ней установлены памятные кресты и восстановлено кладбище на месте массовых захоронений. Ботанический сад, располагается в укрытой холмами ложбине в центре острова и знаменит рядом необычных для этих широт растений.

Вечером мы решили воспользоваться приглашением и отправились в гости к детям. Дети жили в гостинице Архангельская, постройки XIX-ого века, которая в годы ГУЛАГа была женским бараком. Барак она и напоминает до сих пор. Однако для нас после дня проведенного на ветру она представляла весьма привлекательное жилище.

Возглавлявший нас подпрапорщик Дорофеев рассказал детям о нашем клубе, о марковцах, о Белом движении. Дети слушали с большим интересом, пока воспитатели не отправили их спать. На прощание мы обменялись с детьми песнями и подарили им имперские ленточки. От воспитателей мы получили по тарелке горячего борща, который был очень кстати – несмотря на все старания ведавший готовкой сестры милосердия Ульяны, супа мы были лишены, поскольку его приготовление на костре было слишком проблематичной операцией.

На следующий день мы отправились на экскурсию, посвященную Соловецкому лагерю особого назначения – СЛОНу. Хотя экскурсовод не отличалась красноречием, полученная информация впечатление произвела. Удивительней всего в СЛОНе сочетались безжалостная эксплуатация заключенных и научное общество, театр, библиотека. И хотя интеллигенцию старались привлекать здесь к интеллектуальному труду, это не мешало НКВД периодически расстреливать соловецких ученых и театралов.

Вторую половину дня заняла поездка на Большой Заяцкий остров, где мы осмотрели лабиринты, построенные древними людьми. Лабиринты представляют из себя выложенные камнями спиралевидные дорожки, по всей видимости, использовавшиеся для религиозных церемоний. Еще остров примечателен каменной рекой и карликовым лесом, в котором растут березы и ели в рост человека. Кроме того, на Большом Заяцком острове находится часовня, где Петр I освятил один из первых Андреевских флагов и каменная гавань, сооруженная в XVI веке по приказу игумена Филиппа Колычева, будущего митрополита. Значительная часть острова представляет собой каменистую почву покрытую травой, среди которой много ягод, в основном шикши. Этот пейзаж невольно наводил на мысли о полярных экспедициях Колчака

На следующий день мы отправились на лодочную прогулку по соловецким озерам. Еще в XVI веке монахи и подвластные монастырю крестьяне соединили озера каналами, превратив их в единую систему. Арендовав лодку у местного жителя, марковцы вышли на водный простор, произведя фурор среди катающихся на лодках туристов. Так произошло превращение белых солдат в белых матросов.

Но вот наступил и день отъезда. С утра мы посетили морской музей, где идет создание реплики яхты Петра I. Около музея мы обнаружили реконструированную шняку (тип поморской лодки) и повоображали себя немного поморами. Особенность поморских судов состояла в том, что они строились без гвоздей: доски сшивали вицей – сосновыми корнями.

В половине шестого «Василий Косяков» повез нас обратно в Кемь. Наше путешествие заканчивалось. Над Карельским берегом висели тучи. Мелкие острова вдали казались как будто парящими в воздухе. Профиль Соловков медленно уходил за горизонт. А мы стояли на палубе и думали, когда мы приедем сюда в следующий раз.

Артём Перевощиков
Координатор движения «Народный Собор»