Медицина и реклама

Интервью с руководителем регионального отделения ООД «Народный Собор» Александром Тутовым

Как гласит известное изречение: «Реклама – двигатель торговли». Шум, назойливое жужжание этого двигателя часто раздражает, однако к нему поневоле прислушиваются, предпочитая покупать именно то, что навязывает нам реклама, вторгающаяся в сознание и подсознание с телеэкранов, со страниц газет и буклетов, из Интернета, с уличных растяжек и билбордов. Реклама активно пропагандирует медицинские услуги и препараты. Как не попасться на удочку рекламодателей, купившись на яркую упаковку и хвалебные слова? Об этом рассуждают врач, писатель, руководитель регионального отделения «Народного Собора» Александр Тутов и архангельский журналист Анатолий Беднов.

Александр Тутов: — Ситуация с рекламой в стране доведена до абсурда, впрочем, не только в нашей стране. Чуть ли не каждая вторая реклама касается медицинских препаратов и услуг. Честно говоря, я бы вообще запретил рекламировать серьезные медицинские препараты. Очень часто внушаемые телевидением зрители наслушаются рекламы: если проглотить эту таблетку, живот не будет болеть, проглотить другую – голова, начинают заниматься самолечением, не всегда выяснив происхождение, причину боли.

Анатолий Беднов: — То есть лечатся «от головы», «от живота», «от высокой температуры», от «ломоты», а не от конкретной болезни. А данное лекарство в конкретном случае может быть противопоказано.

Александр Тутов: — Пример – реклама афобазола. Говорят: если вас «достали» дети, родные – примите афобазол и вы успокоитесь. Привыкание не наступает. С медицинской точки зрения это неправда. Может быть, сильного физиологического привыкания и не наступает. Но тяга появляется!

Анатолий Беднов: — Возникает психологическая установка: я приму препарат – и все проблемы как рукой снимет. В результате постепенно вырабатывается психологическая зависимость от «спасительного» средства, без привычной таблетки у человека наступает дискомфорт.

Александр Тутов: — Афобазол приучает человека все проблемы решать таблеткой.Действительно вырабатывается установка: ты должен не решать свои проблемы – личные, семейные, рабочие, а принять таблетку – и тебе будет все «до фонаря». То есть здесь вредное воздействие с психологической точки зрения плюс первоначальный этап привыкания к антидепрессантам. А потом люди переходят на более сильные препараты. Понятно, что западной фармацевтической промышленности нужны деньги для своего развития, а для этого нужно подсаживать людей на препараты.

Еще одна сложная тема – препараты, снижающие давление. Человека так же быстро сажают на гипотензивные таблетки, которые навсегда входят в жизнь пациента. А количество инсультов и инфарктов на фоне их приема не уменьшается, а даже увеличивается, как показывает статистика. Или: живот заболел – сразу принимают «Мезим Форте». Он, конечно, менее вреден, но опять же, если человек все время сидит на этих таблетках, то поджелудочная железа хуже вырабатывает ферменты. А «Рексона»? Неужели всех так волнует запах пота? Жутко вонючий пот бывает при нарушении обмена веществ. Вот с этой проблемой надо бороться – оздоровлять организм, а на пшикать дезодорантами, многие из которых как раз закрывают поры. Во-первых, это нарушение теплообмена, а во-вторых – могут развиться воспалительные процессы.

Анатолий Беднов: — Помнится, древние римляне приветствовали друг друга вопросом «Как потеете?» А наша реклама изображает потоотделение как трагедию или как порок, которого надо стыдиться.

Александр Тутов: — Или сейчас идет массовое запугивание импотенцией, на фоне чего рекламируется много всевозможных препаратов, которые якобы устраняют эту проблему. А проблема чаще всего – в голове. И когда ее постоянно нагнетают, некоторые начинают переживать: у меня наступил определенный возраст и что-то должно произойти. А на самом деле нужна регулярная половая жизнь, занятие спортом и отказ от вредных привычек, чаще всего этого достаточно, если голова нормально соображает.

Анатолий Беднов: — Как говорят в таких случаях – проблема не в штанах, а в голове. А людям пытаются внушить обратное. Тем самым у мужчин появляется мнительность, неуверенность в своих силах – а дальше по известной пословице: «С чем боролись, на то и напоролись».

Александр Тутов: Очень часто продаются препараты, которые эффекта практически никакого не имеют или этот эффект минимален. Я уж не говорю о том, что привыкание к «Виагре» тоже ничего хорошего не дает. Вообще главным возбуждающим средством для мужчины должна быть женщина.

На фоне этого идет слишком много всяких телепередач о медицине, где очень часто раздуваются мелочные врачебные ошибки. Они происходили и происходят. Мне и самому приходится критиковать своих коллег. Но вместо того, чтобы решать проблему в комплексе: менять методику преподавания в медицинских вузах, менять систему финансирования, оплаты труда медицинских работников, чем должна заниматься вышестоящая структура, гораздо легче свалить все проблемы на простых врачей и медсестер, работающих за копейки. То есть идет опять подмена понятий. Либо снимают телесериалы: в одних показывают больницы и поликлиники чинными и благородными, в других – наоборот, раздолбайскими, как в «Интернах». Нет объективных телесериалов. Так что подобная реклама, как и антиреклама, будет способствовать разрушению системы здравоохранения: под влиянием рекламных роликов люди более активно прибегают к самолечению, чем надо бы, а государству это дает возможность в определенном смысле умывать руки. Делается все, чтобы медицина работала по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Соответственно, пока эта политика не поменяется, у нас будет ухудшаться как состояние медицины, так и здоровье людей. Так что меньше рекламы – больше здоровья.