Николай Анохин: «Лярвы»

Чем и как живут «специалисты в области искусства».

В центре современного искусства «Винзавод» завершила работу провокационная выставка «Духовная брань», инициированная М.Гельманом и В.Бондаренко. В экспозиции были представлены стилизованные под иконы «картины», вдохновителями написания которых стали участницы мерзкой группы, устроившие вакханалию в Храме Христа Спасителя.

В последнее время мы стали свидетелями происшествий, очевидно связанных между собой. Попытки осквернения православных храмов, сплетни в адрес священноначалия, посягательство на святыни и чтимые народом памятные места, демонстрация глумливого фильма. Это наиболее заметные деяния весёлых сторонников строительства «земного рая», полагающих, что смысл человеческого бытия в максимальном удовлетворении своих желаний.

Представители религии «золотого тельца» пытаются в очередной раз поднять своих сторонников против тех, кто ещё не развратился настолько, чтобы считать обезьяну своим родственником.

Здесь речь о тех, кто встал на путь сознательного противления истине и пошёл по тропе, ведущей к самому страшному преступлению – хуле на Святого Духа, которой «нет прощения ни в сем веке, ни в будущем». Это «духовная» брань за их «право» жить без Бога. Именно под такой вывеской решили в очередной раз выступить адепты разрушения русской культуры. Однако громкого скандала не получилось. «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит…» — единственное, что приходит на ум от просмотра их мишуры, где в композиционных схемах, заимствованных у классиков иконописи, кое-как намалёваны хари, напоминающие фантасмагорию уродства в «Гернике» Пикассо.

Да, источником «вдохновения» стал мерзкий поступок нескольких радикально настроенных дегенераток, одержимых ненавистью к православию и его святыням. Именно маски, столь впечатлившие авторов «Духовной брани», стали лейтмотивом более мелкого, но весьма отчётливого злодеяния, совершённого при поддержке «фонда содействия современному искусству» и «общественного» движения с говорящим названием «Россия для всех» при «фонде поддержки работников спецслужб», уволенных за невыполнение противозаконных приказов. Видимо «для всех» надо понимать так: «для всех воров, наркоманов, извращенцев, кощунствующих пропагандистов разврата, предателей и так далее». По крайней мере, в контексте деятельности «движения», именно так воспринимается это название. Создатель оного – почётный член Российской академии художеств, более известный как меценат российского «актуального искусства», скупщик и «коллекционер» икон, гражданин США В.Бондаренко (почему-то живущий в России). Вероятно, он и пригласил к сотрудничеству в качестве «культуролога» некоего Р.Богдасарова. Сей «специалист в области искусства» решил просто подзаработать, но почему-то его усилия отдают усердием косолапого персонажа известной басни.

При чтении текста Богдасарова, который он предлагает зрителю, вспоминается народная присказка «что ни слово, то враньё». Автор предлагает такого рода «откровения»: «Вчера маску носили цари и актеры, сегодня ее надевают бойцы спецподразделений и художники. Она эквивалент смысла, истины, силы, власти, надежды, потому что отвечает задаче полного принятия реальности. Маска заменила лицо; отныне перед ней меркнет любая красота».

Конечно, такие формулировки-«афоризмы» достойны пера Михаила Зощенко. Однако в целом подобные «прозрения» если и могут вызвать интерес, то разве что со стороны исследователей последствий воздействия наркотических и психотропных веществ. Однако не исключено, что это может быть той самой наукообразной халтурой, которая наскоро стряпается под заказ в качестве отчёта за получаемые деньги. В таком случае, Богдасарову удалось весьма своеобразно почтить память одного из московских священников, отдавшего более двадцати лет лагерям за исповедание веры, гостеприимством и любовью которого в своё время пользовался сам Богдасаров.

Может, своими «честно заработанными» Богдасарову удастся распорядиться более удачно, нежели его знаменитому прототипу, так и не успевшему ничего приобрести на жгущие руки деньги. Он носил маску апостола, мечтая об обогащении…

Да, знаменательно, что устроители провозгласили именно маску основным смыслом содержания предложенного – символ обмана и лицедейства, что носит на латыни наименование «лярва» (Larva, — лат. – привидение, изначально маска, личина, — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого; по другим сведениям – молодого человека, приносящего живым несчастья и смерть).

Н. Анохин