Нужна ещё одна большая «Дружба»

Похоже, начинается «собирание нефтяных земель русских».

Русскому человеку нетрудно вспомнить, как мы побеждали врагов. Намного труднее вспомнить, как приобретали друзей. В результате принято считать, что полувековое объединение стран Восточной Европы существовало благодаря грубой силе.

Но не только русский солдат держал страны Варшавского договора в оппозиции странам НАТО более 40 лет. Для укрепления дружбы с нашими союзниками в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одним из направлений работы СЭВ было развитие сети нефте- и газопроводов, тянущихся от России к ее сателлитам; в частности, нефтепроводная система «Дружба».

В наши дни над Россией нависла потенциальная опасность попасть в политическую и экономическую изоляцию. Примерами такой изоляции принято считать Иран и Белоруссию. Однако последний бойкот саммита стран Центральной Европы в Ялте показывает, что в число стран-изгоев может попасть даже толерантная Украина. Россия же на фоне Украины в глазах либералов Европы смотрится этаким шовинистским монстром. Выход из такой гипотетической (пока) изоляции есть на востоке, в странах АТР.

Лидером развития экономик азиатских стран является Китай, но дефицит нефти и газа делает экономику КНР зависимой от поставок из стран Ближнего Востока. Логистику углеводородных энергоносителей и ценовую политику на этом рынке контролируют транснациональные компании, а флоты НАТО могут блокировать торговые пути, связывающие КНР со странами Ближнего Востока.

Таким образом, поиск путей для диверсификации поставок нефти и газа для Китая является вопросом национальной безопасности. Такой поиск уже привёл к необходимости сотрудничества с Россией. При этом Китай будет стараться поддерживать независимую политику России в отношении стран НАТО, что может быть полезно для нашей страны в случае введения против России каких-либо санкций или эмбарго со стороны США и ЕС.

Развитие регионов Китая, близких к России, также отвечает национальным интересам КНР. Во-первых, в этих регионах можно было бы развивать интенсивное сельское хозяйство и сопутствующую промышленность. Но реализация таких планов неизбежно натолкнется на отсутствие энергоресурсов в северных районах: углеводородных, водных и ядерных (сейсмическая опасность). Во-вторых, Китай, вероятно, заинтересован строить в этих областях оборонные и стратегические предприятия.

Проекты строительства трубопроводов в страны АТР существовали ещё в СССР. Теперь они реализуются. Крупным достижением стало строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). По этому нефтепроводу осуществляется поставка нефти. Поставок газа в КНР по трубопроводной схеме пока нет. Но обнадеживающим моментом является то, что для строительства ВСТО Китай выделил российским компаниям крупные кредиты.

Но, чтобы утроить поставки углеводородов в КНР, необходимо провести структурную модернизацию нефтегазовой промышленности Сибири. Целью такой модернизации является переключение части экспортных потоков нефти и газа со стран ЕС на страны АТР.

Для переброски нефтегазовых потоков на восток предлагается построить единую трубопроводную систему (ЕТС), включающую магистральный нефтепровод, магистральный газопровод высокого давления и газопровод низкого давления для сбора попутного газа. ЕТС будет начинаться в поселке Пурпе и пройдет вдоль строящегося нефтепровода Пурпе-Самотлор, который должен стать его частью. Конечный участок будет совпадать с участком ВСТО.

Но описанная система пока невозможна из-за разобщённости технологических систем и противоречий юридических обязательств Транснефти и Газпрома перед своими партнерами. Для преодоления нормативно-технологических, правовых и прочих бюрократических барьеров необходимо будет создать единое министерство транспортировки нефти и газа. В перспективе промышленные предприятия, входящие в структуры Газпрома и Транснефти могут быть национализированы и подчинены этому министерству. Его прообразом может стать ныне создаваемая Госкомпания по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она могла бы финансировать и контролировать строительство газохимических предприятий региона, с последующей их приватизацией. Таким образом, кроме геополитических и экономических задач, строительство и эксплуатация ЕТС будут решать социальные и экологические задачи Сибири и Дальнего Востока.

В России всегда прорывам в развитии экономики предшествовали оборонные задачи. Обратное тоже верно: невнимание к вопросам национальной безопасности всегда предшествовало войнам и экономическим кризисам. Причина такой связи – само географическое положение России и размеры её территории.

Итак, цели предлагаемой единой трубопроводной системы: энергетическая привязка Китая к геополитическим интересам России; экспорт нефти и газа в страны АТР в объеме, равном минимальному объему необходимого России импорта в натуральном выражении; сбор попутного газа с нефтяных и небольших газоконденсатных месторождений; развитие промышленности и сельского хозяйства депрессивных регионов Сибири.

Трудом нескольких поколений создан большой задел для реализации такого плана. Необходимо собрать разрозненные трубопроводные системы в единую сеть, обеспечить прозрачные правила для доступа к трубопроводному транспорту независимым нефтяным и газовым компаниям. Все это невозможно без возвращения государства в область управления системами магистральных трубопроводов.

…Когда готовилась эта статья, ещё не была известна информация о намеченной в России национализации нефтедобывающих предприятий. Некоторым подтверждением стало заявление руководства компании ВР о продаже своей доли в ТНК-ВР некоей российской госкомпании. Хотя сама по себе национализация – явление чаще всего положительное, этот случай особый.

Характерной чертой национальной нефтедобычи является её низкая рентабельность. Поэтому нефтяные компании вынуждены влезать в долги. А при цене нефти тридцать долларов за баррель (такой вариант нельзя исключать) обводненные добывающие скважины будут законсервированы, добыча нефти резко упадет. По-видимому, с учётом вероятного взрыва «нефтяного пузыря» и затевается новое «собирание нефтяных земель русских».

Но на фоне национализации «нефтянки» что-то не слышно заявлений о реорганизации Транснефти и Газпрома. Трубопроводы будут всё также контролироваться кучкой олигархов. Складывается ситуация, когда нефтяников, загнанных в государственные компании, будут заставлять закачивать подешевевшую нефть в трубопроводы Транснефти, но уже не им самим в ущерб, а в ущерб государству. А российский бюджет будет оплачивать издержки нефтяников за счёт урезания «социалки», оборонных расходов, дорожного строительства…

Этого допустить нельзя. Пусть национализируются и Транснефть, и Газпром, причем без всяких ОАО или ЗАО; только объединение в министерскую структуру. В случае падения цен на нефть нефтяники спокойно законсервируют убыточные месторождения и поедут на «большую землю» сажать картошку. Министерство же трубопроводного транспорта пусть качает столько, сколько качает. Вот и решение проблемы.

Анатолий Сипатров

Специально для «Народного Собора»