Обещанной альтернативы не будет?

 

В отсутствие закона в России создается консолидированная база личных данных с обязательным использованием цифровых идентификаторов и единого регистра населения …

28 ноября 2011 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 977 «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"», говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» пресс-релизе общественных организаций — АКОО «Общественный родительский комитет», АКОО Комитет по правам ребенка «Фиалка», АКОД «Много деток — это хорошо».

В этом Постановлении федеральным органам власти и органам внебюджетных фондов предписывается, а органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать данную единую систему идентификации, аутентификации, авторизации и регистрации физических и юридических лиц. Система предназначена для: а) сравнения идентификатора участника информационного взаимодействия (в том числе человека) в конкретной информационной системе с идентификатором этого участника, содержащимся в так называемом «базовом государственном информационном ресурсе»; б) проверки принадлежности участнику введенного идентификатора, а также подтверждения подлинности идентификатора; в) подтверждения наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре; г) формирования перечня, в частности, прошедших идентификацию и аутентификацию участников информационного взаимодействия, а также их идентификаторов в регистрах единой системы идентификации и аутентификации.

Единая система будет включать в себя разные регистры, в том числе «регистр физических лиц».

Система должна будет обеспечивать санкционированный доступ к информации, содержащейся в государственных, муниципальных и иных информационных системах, не только в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, но и для формирования «базовых государственных информационных ресурсов», для «межведомственного электронного взаимодействия» и «в иных целях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации».

Положение о единой системе «межведомственного электронного взаимодействия» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697. Система взаимодействия (СМЭВ) представляет собой федеральную информационную систему, включающую базы данных, в том числе содержащие сведения об истории движения в системе электронных сообщений, а также программные и технические средства. Постановлением N 977 от 28 ноября 2011 г. Правительство расширило область применения СМЭВ: отныне она должна использоваться не только при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, но и «в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации». Правительственное Положение позволяет использовать информацию о человеке безо всяких его обращений за услугами. Как сказано в этом документе, доступ органов и организаций к СМЭВ предоставляется для получения ими информации, содержание и объем которой необходимы «в целях реализации полномочий, возложенных на эти органы и организации нормативными правовыми актами».

О «базовых государственных информационных ресурсах» говорит Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 654-р. Базовые ресурсы должны содержать идентификаторы (СНИЛС, ИНН), позволяющие получить сведения о лице. Уполномоченные органы — обладатели базовых ресурсов (ПФ, ФНС, ФМС России и др. ведомства) обязаны обеспечить к ним круглосуточный непрерывный доступ в электронном виде посредством СМЭВ, а заинтересованные органы и организация при запросе сведений о лице — в обязательном порядке указывать эти идентификаторы.

Таким образом, указанными нормативными актами, не являющимися законами, создается единая система, в которой на основании иных таких же актов будет происходить как санкционированный, так и несанкционированный человеком межведомственный обмен персональными данными с обязательным использованием цифровых идентификаторов (СНИЛС, ИНН) и других средств автоматической идентификации, аутентификации, авторизации человека и регистрации его действий. Взаимодействующие друг с другом информационные хранилища являются ни чем иным как консолидированной базой данных. Для ее лучшего функционирования создается единый регистр физических лиц (населения), содержащий средства автоматической идентификации и аутентификации.

По убеждению многих людей, является чрезвычайно опасным формирование нового способа учета и контроля, основанного на том, что всем объектам (товарам, вещам, строениям, животным, людям, организациям) присваиваются инвентарные опознавательные номера, являющиеся уникальными и постоянными. Эти номера в пригодной для машинного считывания форме наносятся на носители, связанные с объектами (упаковку, документ) или на сами объекты. В определенных местах устанавливаются машины, считывающие номер объекта и ищущие по этому номеру соответствующее досье на объект в базе данных. Далее машина определяет право идентифицированного объекта на то или иное действие (исходя из информации, содержащейся в его досье) и в случае наличия этого права разрешает это действие произвести, регистрируя его в досье объекта. Благодаря электронной форме хранения информации и применению автоматической техники становится легко накапливать и мгновенно обрабатывать огромный объем информации обо всех объектах, управлять множеством машин, переложить рутинную работу на роботов. Данная информационно-управляющая система является частью целого «виртуального мира» (телевидения, интернета, компьютерных игр, программ, устройств и др.), через который и в котором происходит взаимодействие людей. Роль монополиста-посредника, имеющего доступ к информации обо всех сторонах жизни человека, дает колоссальные возможности для злоупотреблений. Наличие консолидированной базы данных качественно увеличивает угрозу предвзятого отношения к людям на основании их взглядов и образа жизни, возможность манипулировать выбором людей и их сознанием, ограничивать их свободу.

Об этом, в частности, заявили участники круглого стола «Угрозы семье, детям, обществу и государству» (г. Барнаул, 24.09.2011 г.). В работе круглого стола участвовали представители РО Всероссийского женского союза «Надежда России», РО МОО «Межрегиональное родительское собрание», АКОО «Общественный родительский комитет», АКОД «Много деток — это хорошо», АКОО Комитет по правам ребенка «Фиалка», ОД «Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование», АО Общества православных врачей России, клуба ветеранов комсомола, видеостудии «Поиск», а также педагоги, медики, представители профессорского сообщества, многодетные родители и люди старшего поколения. Кроме общественных организаций и граждан на заседании присутствовал представитель Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Алтайские родительские организации присоединились к требованиям московских собраний о расторжении (признании утратившими силу) ратифицированных нашей страной международных договоров и принятых во их исполнение законов и ведомственных актов, которые являются правовой базой угрожающей безопасности России и каждого ее гражданина «тотальной электронизации». Общественность потребовала внести изменения в действующее законодательство с целью закрепления права граждан использовать при реализации всех своих прав и обязанностей традиционные способы учета персональных данных и традиционные документы без применения личных кодов, штрихового кодирования информации, идентификационных номеров, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности. Также участники круглого стола потребовали от государственных органов обеспечить в своей деятельности реализацию принципа свободного выбора человеком между новой электронной системой учета (с использованием электронных карт и других документов, содержащих цифровые идентификаторы человека, штрих-коды, машиночитаемые записи, чипы) и традиционной системы (без использования использовании средств автоматической идентификации личности).

«С нашей точки зрения, возможности, предоставляемые вышеуказанными документами Правительства, не основаны на Конституции Российской Федерации и федеральных законах, в том числе законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также могут противоречить закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"», — отмечается в пресс-релизе.

Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует исключительно отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (статья 1). Статья 6 закона «О персональных данных» допускает обработку персональных данных только с согласия человека или в других определенных в этой законодательной норме случаях. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным, сознательным и дается свободно, своей волей и в своем интересе (статья 9 закона). Статья 13 закона «О персональных данных» разрешает создание государственного регистра населения (физических лиц) только при условии, что его правовой статус и порядок работы с ним будет установлен федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со статьей 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Часть 3 статьи 55 Конституции разрешает ограничивать права и свободы человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Части 1 и 3 статьи 56 Конституции России гласят о том, что в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 23 (часть 1), 24, 28 и некоторыми другими статьями Конституции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, алтайские общественные организации обратились к Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации с требованием не допустить нарушений Конституции России и соответствующих прав и свобод людей. «Приглашаем сограждан к действиям по защите будущего подрастающих поколений», — подчеркивается в пресс-релизе.

Источник