Патриотизм – это ответственность за жизнь своей страны

Родной дом — это не только комфорт, но ещё и ответственность за порядок в нем.

«Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная», — А.И.Солженицын. Из послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года.

«Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственнымза жизнь страны». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Президент в самом начале своего Послания обратился именно к теме патриотизма и из множества вариантов его трактовки, а таковых многое множество остановился именно на чувстве ответственности. Авторитеты Александра Исаевича Солженицына и Святейшего Патриарха Алексия IIнепререкаемы и, как мне кажется, именно к этим людям Владимир Владимирович присушивался с особым вниманием и пониманием их внутреннего переживания за Россию.

Чувство патриотизма как готовность отказаться от себя, пожертвовать всем ради Родины. Эта жертвенность лежит в основе многих патриотических концепций, имея в основе своей глубоко православные корни. «Положить жизнь за Отечество» — главенствующий призыв лучших творений русского искусства, перекликающийся с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Но сегодня чувство жертвенности должно стать вторичным. Все-таки мы жертвуем самым главным, что есть у человека, жизнью, в экстремальных ситуациях во время войны, в момент крайней опасности. Слава Богу, в данный момент наша страна переживает не такой период, хотя степень опасности, внутренней и внешней, очень высока. И сегодня для человека на первый план должно выйти чувство ответственности за Родину. Именно на этом основополагающем чувстве должно базироваться воспитание патриота. Только это чувство может противостоять злу и созидать. А противостоять есть чему. Коррупция, в частности, порождена именно полным отсутствием чувства ответственности.

Сейчас стоит задача созидания человека. Мы допустили огромную ошибку, не заметили, как мы сами подверглись разрушению. Духовному, идеологическому, нравственному. Масштабы поразившей страну коррупции равно пропорциональны степени разрушения человека.

И если главная задача нашего народа – cохранение и созидание собственной страны, то главная задача учительства – патриотическое, духовно-нравственное воспитание наших детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Подвиг учителя – это особое служение». И когда мы говорим о патриотическом воспитании мы должны, наконец, определиться, какие чувства мы должны воспитывать в первую очередь. Любовь к Родине очень неопределенное и обтекаемое понятие. Что это? Как и каким образом, кроме долга отдать жизнь за страну (военное время) мы должны её любить? Знание своей истории, это не патриотизм, это элементные нормы обучения и воспитания, которые даёт нам семья и школа. Человек, не знающий свою историю просто неграмотный, невоспитанный человек.

Четких, внятных и самое главное понятных ответов нет. А вот чувство ответственности в целом и соблюдение заповедей, в частности это понятные нормы. Принципы воспитания человека должны быть предельно ясны для ребёнка. Что можно и нужно делать и как? И что категорически запрещено, потому что это плохо. Вообще надо воспитывать внятные чувства и понятия. Ребёнок должен их понимать не на уровне неосязаемого внутреннего чувства долга, а во внешних проявлениях конкретных действий. И в этом отношении заповедь «не укради» — одна из самых простых в объяснении и трудно выполнимых на практике в сегодняшнем обществе. Как часто еще в раннем детстве мы говорим ребенку, не бери, это чужое, в тот момент, когда он тянется к чужой игрушке в песочнице. У ребенка, это, скорее всего любопытство, но во взрослом возрасте, это уже воровство или её производная коррупция. Чувство ответственности очень хорошо объяснимо для ребенка на простых и ясных примерах. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, заботиться о младших сестрах и братьях, хорошо учиться, чтобы родители тобою гордились.

Чувство ответственности развивает еще и такое чувство как гордость. Человек будет особенно гордится тем, к чему он имеет непосредственное отношение. Если человек принял участие в созидании чего-либо, то у него рождается чувство собственного участия, ответственности за созданный труд и гордости. Мы гордимся своей историей. Но эта гордость опять должна проявляться в ответственности за историю. Не разрушение памятников (всех видов и типов), а сохранение памяти, это ответственность за могилы предков, историческую память.

Ответственность– качество личности, выражающееся в способности чувствовать себя «автором» своих действий, способности понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, понимание необходимости отвечать за свои поступки, а также внутренняя саморегуляция собственной деятельности (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность – понятие очень многозначное. Употребляя слово «ответственность» в обычных житейских ситуациях, люди легко улавливают его значение из контекста. Например, надежного, заслуживающего доверие человека мы называем «ответственным».

Каким бы многогранным не являлось толкование ответственности, основной идеей всех его интерпретаций является «внутренняя готовность дать ответ, отозваться». Ответственность предполагает обязательное требование или призыв. Ответственность – это категория этики и права, которая включает в себя такие признаки, как честность, справедливость, точность, надежность, исполнительность, готовность человека отвечать за свои поступки. Ответственность – это чувство долга, совести, следование нормам общества, принципиальность и другие, социально ценные качества.

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Николай Антипов

Директор Всероссийского фестиваля творчества кадет

«Юные таланты Отчизны»