Почему Москва, а не Киев?

В издательстве “Алгоритм” вышла новая книга почетного координатора Движения «Народный Собор» Валерия Шамбарова “От Киева до Москвы. История княжеской Руси”.

— Валерий Евгеньевич, в одном из прошлых интервью Вы говорили о цикле книг под условным названием «Россия — история без мифов». Относится ли к этому циклу новая работа?

— Да, это вторая часть. Первой была «Войны языческой Руси» (она же – «Выбор веры»). А княжеская Русь, естественно, продолжает языческую. Хотя книга представляет собой вполне самостоятельное произведение.

— Какой период истории она охватывает?

— На это указано в названии – «от Киева до Москвы». А точнее, от времен св. равноапостольного Владимира, от Крещения Руси, до Ивана Калиты и Симеона Гордого.

— Могли бы Вы коротко охарактеризовать эпоху, которую вам довелось описывать? И почему Вы решили остановиться именно на Калите и Гордом, не провели линию чуть подальше, до Дмитрия Донского и Куликова поля?

— Давать краткую характеристику целой эпохе, разумеется, трудно. Но в целом это весьма страшные и мрачные страницы нашего прошлого. Начало – чудесный расцвет Киевской Руси, ее величие, могущество, формирование высочайшей культуры. Русь поднималась над всей Европой как некий поистине сказочный оазис богатства, силы, цивилизации! Ни один враг не осмеливался посягать на нее, западные монархи считали за честь породниться с русскими князьями, неграмотный французский король ставил в документах крестик рядом с аккуратной подписью русской королевы, владевшей несколькими языками. А потом все это начинает разрушаться. Причем разрушаться не извне, а изнутри, обваливаться в грязь и хаос. За Киевской начинается другой блестящий расцвет – Владимирской Руси. Еще более высокий, еще более впечатляющий. Но и ее постигает та же печальная судьба, распад и развал. И наконец, начинается подъем Московской Руси. Этим я и завершил книгу. До Куликова поля не довел преднамеренно. Куликово поле – уже начало выхода из мрака. Не распад, а сплочение, переход от раздрая к созиданию, к рождению Московского Царства.

— Вы как-то говорили, что в истории вас привлекают «белые пятна», малоизвестные или искаженные места. Относится ли это к новой работе? Ведь тот же самый период многократно описывался в трудах Карамзина, Ключевского, Нечволодова и других известных исследователей. Хотя, честно говоря, читать их трудновато – сразу после Ярослава Мудрого начинаешь запутываться в десятках Мстиславов, Ярославов, Изяславов, Святославов, Давидов.

— Отчасти Вы сами ответили на вопрос. Действительно, описания получались неудобочитаемыми. Авторы нередко утопали в массе летописных событий и имен (а князья пользовались весьма ограниченным набором имен). А за нагромождениями фактов терялись ключевые фигуры, основные линии – которые в итоге и возобладали в историческом развитии.

— Какие же фигуры Вы считаете ключевыми?

— Чтобы увидеть это, стоит учесть: на Руси происходили процессы феодального распада, вполне обычные для любых держав Средневековья – европейских, азиатских. Граф или герцог набирал силу и выходил из повиновения королю, шел захватывать земли у соседа. Бароны желали, чтобы не монарх руководил ими, а они вертели монархом. Богатые торговые города не хотели зависеть ни от кого, жиреть в собственное удовольствие. Точно так же вели себя русские удельные князья, бояре, богатые города – Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк. Процессы происходили те же, но на Западе они были стремительными, великие державы распадались за одно-два поколения. И только на Руси распад растянулся на 200 лет. Обеспечили это всего 7 человек. 7 князей, как бы по цепочке сменявших друг друга и удерживавших Русь как некое целое – Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий и Ярослав Всеволодовичи и Александр Невский.

— То есть, напрашивается вывод о роли личности в истории?

— Нет. В известных нам советских теориях личность способна ярко себя проявить и повлиять на ход истории лишь в тех случаях, когда выражает тенденции большинства населения или господствующих классов (или «прогрессивных» классов). Все 7 указанных князей, наоборот, шли против тенденций, господствующих на Руси: эгоизма, корыстолюбия, личных выгод. Шли против течения. Тем не менее, добивались успеха. Наверное, правильнее будет сказать о роли Господа и Веры в нашей истории. Не зря же трое из этой семерки причислены к лику святых, еще троих народ долгое время почитал как местночтимых святых, хотя через века это забылось.

— И Вы сочли нужным рассказать об этих фигурах?

— Конечно. О них нашим современникам известно на удивление мало. Спроси кого-нибудь о Юрии Долгоруком – в лучшем случае, вам скажут, что он основал Москву (хотя город существовал задолго до него, при Юрии Долгоруком он лишь впервые упоминается в письменных источниках). Но наверное, немногие знают, что Юрий был честнейшим и благороднейшим рыцарем, последним, кто пытался восстановить великую Киевскую державу на идеалах Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого. Пытался, не сумев понять, что это уже невозможно. Понял его сын св. Андрей Боголюбский – и стал поистине «русским Моисеем», возглавил Исход Руси с прогнившего и разодравшегося Юга на Север. Эпический Исход с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Он стал и устроителем Северной Руси, осваивал и обустраивал те места, где мы с вами живем. О Мономахе и Всеволоде Большое Гнездо большинство современников и вовсе мало знают – разве что слышали их прозвища. А ведь они тоже были важнейшими фигурами нашего прошлого.

— То есть, они оказались незаслуженно забытыми?

— Не только забытыми. По странной закономерности, именно этих семерых князей постарались в той или иной мере очернить масонские и либеральные авторы. Запачкать их, оклеветать, выставить их поступки в искаженном свете. Впрочем, стоит ли считать подобную закономерность «странной»? Она-то как раз легко объяснима. Подрубить корни русской истории, сместить ее ориентиры.

— Ориентиры собирания и единения?

-Совершенно верно. И не только. Те же самые князья закладывали совершенно особую традицию русской государственности, «народной» монархии. Сильная власть государя, опирающаяся не на аристократию или толстосумов, а на простой народ. Потому что и простой народ, в свою очередь, заинтересован в сильной власти, способной защитить его и от внешних врагов, и от внутренних хищников. Такие тенденции восторжествовали гораздо позже, при Иване Грозном. Но их использовал еще Юрий Долгорукий – отчасти неосознанно. Св. Андрей Боголюбский строил на них государство уже осознанно и целенаправленно, что и привело к трагедии его злодейского убийства. Но те же традиции подхватил Всеволод Большое Гнездо, впервые созвал прообраз Земского Собора.

— На эпоху, описанную в новой книге, приходится и татаро-монгольское нашествие. С какой точки зрения вы его рассматриваете?

— С той же, как наши далекие предки. Божья Кара. Ведь Господь неоднократно предупреждал Русь, давал ей время одуматься. Взять хотя бы позорище на Калке в 1223 г. Однако предупреждения не действовали. Князья и города разделились, ладно бы еще сами дрались между собой, но наводили друг на друга «поганых»: венгров, поляков, половцев, немцев. Представьте ситуацию – с запада наступает орден Меченосцев, в 1228 г. Ярослав Всеволодович готовит решающий удар по крестоносцам, но Новгород и Псков вдруг бунтуют, отменяют поход и… изгоняют князя, даже собираются воевать против него! А ларчик просто открывался. В это время ряд германских городов создает торговый и политический союз, Ганзу. Князь собирает войско, а богатая верхушка новгородцев и псковичей в те же самые месяцы ведет в Риге тайные переговоры о вступлении в эдакую «Всемирную торговую организацию», мысленно подсчитывает барыши. На переговорах присутствует и представитель папы Римского епископ Моденский, докладывает в Ватикан, что партнеры понятливые, Веру тоже могут продать… А Ярослав Всеволодович, получается, дорожку перешел.

Когда нахлынули полчища Батыя, Руси фактически уже не было. Какая там Русь? Татары утюжат Рязань, Владимир, Торжок и др., а на юге в это же время князья дерутся за Киев и Галич, заключают друг против друга союзы с венграми и поляками… Кстати, в русской духовной мысли в XIII – XIV вв. все случившееся напрямую сопоставлялось с Вавилонским пленением. Когда мера грехов Иудеи переполнилась, Господь отдал ее под власть жестокого язычника царя Навуходоносора. Противиться ему нельзя, он – орудие Божьей Воли. Надо терпеть, каяться, и только после того, как получится отмолить и преодолеть собственные грехи, Господь смилостивится, и иго рухнет. Так оно и случилось.

— Сейчас в литературе бытуют разные взгляды на владычество Золотой Орды. В том числе, что никакого ига не было, а был взаимовыгодный симбиоз Орды и Руси?

— Это подтасовка фактов. Период довольно приемлемого сосуществования действительно был, при Александре Невском, Батые и его сыне Сартаке. Но этот период был очень коротким, всего несколько лет. А в 1261 г. произошел переворот, Сартака убил и сменил Берке, ставленник хорезмийских и иудейских купцов, обосновавшихся в Сарае. Та же купеческая верхушка Сарая «рулила» последующими властителями Орды, и о каком-либо симбиозе с Русью, ясное дело, говорить не приходилось.

— Всегда много споров вызывал и вопрос – почему возвысилась именно Москва? Не города, которые были куда более крупными и богатыми, имели более выгодное расположение – Тверь, Нижний Новгород, Ростов?

— Надо иметь в виду, что даже кара монголо-татарского завоевания отнюдь не исцелила Русь от ее прежних болезней. А когда преставился св. Александр Невский, последний из цепочки семи «удерживающих» князей, Северная Русь обвалилась в такой же хаос, как до нее Южная. Брат воевал на брата, сосед интриговал против соседа. Мало того, ордынское иго придало болезни новые, уж совсем уродливые черты. Раньше князья по малейшему предлогу хватались за мечи, жгли друг у друга города, угоняли в неволю жителей (а потом нередко обнаруживалось, что драться не из-за чего, мирились как ни в чем не бывало). Теперь князюшка обирал своих подданных, наскребал побольше денег и добра и ехал в Орду. Рассыпал родное богатство на взятки и подавал донос на соперника. Обрекал его на казнь или получал татарские отряды, грабившие и соперника, и все земли по дороге…

Но все-таки Господь не оставил Русь. В полном развале и мраке сохранилось маленькое зернышко. Самый младший из сыновей Невского св. Даниил получил в удел окраинную, захудалую Москву. Другие князья воевали, склочничали, разоряли людей ради ордынских взяток и судов. А св. Даниил в их дрязги не полез. Он взялся хозяйствовать. Строить, укреплять и развивать свое крошечное княжество. Его дело продолжил Иван Калита…

— В общем, делали то, до чего у других руки не доходили?

— Были и другие факторы. Говоря о возвышении Москвы, большинство исследователей упускают духовный аспект. Ведь к Калите перебрался его друг св. митрополит Петр. Сам факт дружбы святого подвижника с князем говорит о многом. В первую очередь, о личности князя. Но дело было не только в том, что Москва стала местом жительства митрополита. Св. Петр ни разу себе не позволил подыграть Москве в политических вопросах. Но Калита стал его учеником. Святитель учил его как править. Образцом, идеалом для Калиты стало библейское «Царство Последних Времен». Он властвовал «по правде», по справедливости. И само по себе это оказалось ох каким весомым «капиталом», ох каким действенным «оружием» в суровом XIV в. К нему стали перетекать люди из других земель. Приезжали на службу умные бояре, храбрые воины, приходили умелые ремесленники и трудолюбивые зумлепашцы. Именно «правда» и стала фундаментом для усиления Московского княжества, для «прорастания» зерна, взлелеянного св. Даниилом Московским и св. Петром.

— Как я понял, Вы в Вашей новой книге постарались отразить и исторические, и культурные, и духовные особенности жизни наших далеких предков?

— А как же иначе? В Средневековье все земное было неотделимо от духовного. Оно и сейчас неотделимо, хотя мы, к сожалению, редко над этим задумываемся. Без духовного фактора вообще невозможно понять мировоззрение, поступки людей той эпохи. Невозможно оценивать и события нашей славной, но такой непростой и нелегкой истории.

Вел беседу Дмитрий Якунин
Источник: сайт В.Шамбарова