Поле битвы – сердца наши

Одни лишь материальные перемены в стране бесполезны. Требуется упреждающее морально-нравственное развитие.

Спорят, что лучше – капитализм или социализм. По существу обсуждают, что в человеке лучше – эгоизм или альтруизм, скупость или щедрость, зло или добро. Так, что же лучше – хороший человек или плохой?

Ответ не вызывает сомнений.

Капитализм – это воплощенная в физическом мире такая черта характера как эгоизм. Так же и социализм – это отображённый в материальном мире альтруизм. Рабовладение и феодализм – неограниченный деспотизм.

Деспотизм, эгоизм, альтруизм – внутри нас. Все они одновременно присутствуют во всяком человеке. Они есть во всех, хотя и в разных пропорциях. Если же черты явно и не проявлены, это не значит, что их нет; просто они ещё не раскрылись.

Всякая наша черта характера предметно выражается в мире материи и межличностных отношениях. Щедрость, жадность, смелость, хвастовство, глупость, черствость. (Установлена, кстати, и прямая связь черт характера с болезнями). Если посмотреть на человека внимательно, то все проявления характера можно увидеть в созданном им окружающем материальном мире предметов. Каких качеств в личности больше, тем он в жизни и сам представлен. Вспомнить, например, персонажей Гоголя в «Мёртвых душах» – Коробочку, Манилова, Плюшкина и других. (Иному человеку стоит только заговорить, как про него всё сразу становится ясно).

Таким образом, не существует обособленно капитализма и социализма. Они есть порождение ума и «живут» вместе, в одном человеке.

Абсолютно во всех государствах (а ещё раньше и в первобытном племени) есть и был социализм. Во всяком обществе в разной степени присутствует и бесплатная помощь, и забота. Точно так же, в обществе есть и был капитализм, выражением которого стали деньги. А в доисторическом мире роль денег выполнял любой необходимый для жизни предмет (рубило, скребок, кусок мяса, пригоршня воды и прочее).

Спор политиков о лучшем строе – это «война добра и зла» в сознании человека. Каждый спорящий придерживается своих ценностей, в соответствии с достигнутым уровнем своего развития.

Обнаружив и осознав, что «корень» капитализма (эгоизма) и социализма (альтруизма) находится в человеке, теоретически можно положить конец политическим спорам и войнам. Сложив силы «слепого и зрячего невежественного» воедино, можно перенести растраченную энергию конфликта на проблемы развития личности.

…Всякий человек в течение дня одновременно бессчётное число раз может быть стяжателем и проявлять заботу о других (хотя бы это действие происходило и в семье). Это говорит о гибкости, изменчивости ума, о способности мыслью менять себя и материальный мир.

Если посмотреть шире, то, в человеке есть всё. В нём сосредоточено от всех черт характера его предков. Все одинаковы по структуре генетического кода и различаются проявленной активностью генов. В сумме выраженность всех черт личности называется характером.

…«Он взял семьдесят две краски, Он бросил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: «Подобно этому, воистину, Сын человека пришёл…»

Состоящий из «семидесяти двух красок», человек пришёл в жизнь. Осознавший себя, по своему знанию и желанию может стать «белым» (чистым). Вот и количество социализма (сумма социальных благ) в государстве определяется уровнем морально-нравственного развития общества. С демократическими переменами количество социализма повышается, а с диктатурой и деспотизмом – снижается.

Но на основе нравственно низкого общества не построить развитое социальное государство. Так и обезьяна не сделает ничего человеческого.

Есть восточная поговорка: «Новое седло и золотая уздечка не сделают из осла арабского скакуна». Если упряжь с одного осла перевесить на другого осла, то жеребца тоже не получится. Одни лишь материальные перемены в стране бесполезны. Значит, требуется упреждающее морально-нравственное развитие.

Владимир Гарматюк