Политика «подсела» на колеса

Главные автомобильные итоги 2014 года

Авторынок России долгое время оставался «вещью в себе», не реагируя на внешнеполитические потрясения, но к концу 2014-го постарался наверстать упущенное. Мы вспоминаем главные автомобильные события 2014 года, в том числе не связанные с политикой.

Пьяным водителям – тюрьма

Прошедший год отметился апофеозом борьбы с нетрезвыми водителями. Собственно, ужесточение наказаний регулярно шло последние несколько лет: для «алконавтов» предусмотрели административный арест, а позже – серьезные штрафы (30-50 тысяч рублей). Однако принятые меры не сработали в полной мере, и 2014 год стал беспрецедентным с точки зрения жесткости предлагаемых наказаний. Так, например, обсуждалась полная конфискация автомобиля (не принято). Тем не менее, выработанное решение тоже мягким не назовешь: в 2014 году власти одобрили уголовную ответственность за повторную езду в нетрезвом виде (максимальный срок лишения свободы – до двух лет). Ранее за нетрезвую езду водителю грозила лишь «административка», а уголовная ответственность наступала только при ДТП с пострадавшими.

Запрет на снятие номеров

При этом власти отменили одну из самых серьезных мер воздействия на водителей – снятие номеров. Такое наказание применялось, например, для водителей тонированных машин, которые отказывались устранять проблему на месте. Фактически, снятие номеров означало запрет на эксплуатацию автомобиля (водителю давались лишь сутки на устранение). Однако после того как власти разрешили частным компаниям изготавливать дубликаты номеров, мера потеряла смысл: водитель мог заранее изготовить несколько копий госномера.

Кризис ОСАГО

2014 год запомнился настоящей чехардой на рынке добровольного страхования. Страховщики, жалуясь на убыточность ОСАГО, с весны 2014 года начали откровенно «динамить» тему, отказывая клиентам в заключении договоров под предлогом отсутствия бланков, либо же навязывали дополнительные услуги. Осенью 2014 года было принято компромиссное решение. На радикальное удорожание ОСАГО, предлагаемое страховщиками, власти не пошли, однако базовый тариф изменился впервые за 11 лет: удорожание страховки составило 23-30%. При этом лимит выплат «по железу» увеличился до 400 тысяч. Но более важным изменением стала возможность корректировать стоимость ОСАГО ежегодно (а первое время – два раза в год), поэтому очередная волна подорожания ожидается уже весной 2015 года.

«Формула-1» в Сочи

Россия шла к собственному Гран-При несколько десятилетий: первые проекты обсуждались еще в 1980-х, а в начале нулевых предложения возникали чуть ли не ежегодно, но все впустую. Поэтому отношение к будущему Гран-При Сочи даже в начале 2014 года было настороженно-скептическое. Тем не менее, Гран-При не только состоялся, но и произвел настоящий фурор. Пусть сама гонка получилась не самой зрелищной – отчасти виноват выбор шин, – но все без исключения отметили первоклассную инфраструктуру автодрома и высочайший уровень организации. Признанием этого стала награда сочинцам за лучший Гран-При в сезоне «Формулы 1» 2014 года от международной автомобильной федерации (FIA).

Новые модели

В 2014 году на рынок вышло несколько десятков новых моделей: BMW X4, Ford EcoSport, Lexus NX, Nissan Teana, Peugeot 308, Porsche Macan и масса других. Но если выделять главный тренд – это новинки так называемого бюджетного сегмента. Весной дебютировал новый Renault Logan, поразивший умеренной ценой: машина стала заметно современнее, но подорожала лишь на толику. Затем появился долгожданный Skoda Rapid, занявший нишу между откровенным лоу-костом и «нормальными» машинами. Но, пожалуй, главной новинкой 2014 года с точки зрения массового сегмента стоит признать новый Datsun on-Do. Автомобиль, построенный на базе Lada Granta, заслужил хорошие оценки журналистов, а в сентябре взял удачный старт продаж. С учетом ситуации на валютном рынке, интерес к почти полностью локализованному on-Do особый: среди иномарок именно он и Renault Logan имеют лучший иммунитет от инфляции.

Автомобильная инфляция

Осенью 2014 года автомобилистов ждал настоящий шок: падение курса рубля начало сказываться на стоимости машин. И если поначалу процесс смахивал на традиционную корректировку прайсов в течение года, а «умные» ждали рождественских скидок, то уже к ноябрю ситуация стала критической. Цены изменили практически все автопроизводители, а некоторые – не по одному разу. Тем не менее, в ноябре-декабре большинство марок сдержало рост цен в пределах10-15%, хотя от мегаскидок, характерных для конца года, большинство отказались. При этом все понимали, что нынешнее повышение есть лишь «проба пера» перед куда более серьезной инфляцией в 2015 году.

Рынок на «стопе»

Неблагоприятные ожидания привели к небывалому росту продаж в ноябре-декабре 2014 года. Если до августа рынок плавно снижался, то осенью начал восстанавливаться, а декабрь для многих марок стал рекордным с точки зрения продаж. Между тем ко второй половине декабря возникла парадоксальная ситуация, когда дилеры и импортеры перестали понимать, по каким ценам стоит продавать автомобили – курсы валют лихорадило. В итоге многие предпочли вообще прекратить продажи, чем вызвали еще большую панику. Помимо российских покупателей немалая часть спроса пришлось на гостей из Казахстана и Беларуси, в результате к концу декабря большинство дилеров осталось практически без запасов машин.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Источник