Правда о крестоносцах и Русский крестовый поход

Миф о «плохих» крестоносцах и «хороших» арабах не имеет ничего общего с действительностью.

Премьер-министр России Владимир Владимирович Путин, комментируя вторжение сил НАТО в Ливию, сказал следующее: "Резолюция СБ ООН, безусловно, является неполноценной и ущербной. – Она разрешает вторжение в суверенную страну. И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к Крестовому походу, когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать". По первому пункту невозможно не согласиться, но вот относительно «крестового похода» возникают вопросы. Сам лидер ливийской Джамахирии часто сравнивает современных европейских политических лидеров с крестоносцами, стремящихся поработить и ограбить мусульман в целом, и арабов в частности. Но корректно ли такое сравнение и что из себя представляли крестоносцы?

Фраза Путина отражает сложившийся в последнее время в мире отрицательный стереотип в отношении Крестовых походов. Статьи и фильмы, которые рассказывают о зверствах крестоносцев в отношении мусульман и евреев и про мирное сожительство христиан и мусульман на Ближнем Востоке до начала походов можно встретить сейчас на каждом шагу. Крестоносцев представляют дикими фанатиками, явившимися в миролюбивые и высококультурные мусульманские страны исключительно ради грабежей и убийств. В новых голливудских фильмах («Царство небесное», «Время ведьм») крестоносцы показываются в лучшем случае заблуждающимися фанатиками, обманутыми церковью. Следствием этой тенденции стало принесение римским папой Иоанном-Павлом II извинений мусульманам за Крестовые походы.

«Добрые» арабы и «злые» крестоносцы

На самом деле такая оценка содержит изрядную долю лукавства. Зверства крестоносцев, кончено, были, но надо понимать, что они не являлись чем-то из ряда вон выходящим для той эпохи. Арабская цивилизация выросла из диких кочевых племен аравийских пустынь, которые начали завоевывать более культурные и развитые области, принадлежавшие христианам: ассирийцам и грекам. Большая численность побежденного населения и его более высокий культурный уровень диктовали захватчикам единственно возможный путь быстрого построения империи – веротерпимость и милость к побежденным, дававшие возможность для освоения их технического и культурного опыта. До сих пор историки приписывают арабам высокую культуру Византии и Ассирии. После того как задачи построения империй – арабской, а затем турецкой были решены, начинается период «закручивания гаек». Давление на христиан постепенно усиливается. В XIX и XX веках, когда Турция начнет разваливаться турки будут складывать пирамиды из голов восставших болгар, а в Первую мировую устроят геноцид греческого населения.

Впрочем, уже в то время арабы далеко не всегда были милостивы и веротерпимы: так, в 1009 году фатимидский халиф Аль-Хаким велел разрушить храм Святого Гроба. После смерти халифа храм возродили, но периодические нападения мусульман на паломников-христиан все равно случались. Антихристианские погромы, сопровождавшие резней, случались в Иерусалиме трижды: в 614 году при персах, в 966 и в 1009 годах при арабах. Уничтожением жителей сопровождался захват арабами Сиракуз в 878 году. Африканский эмир Ибрагим ибн Ахмед взяв в 902 г. Таормину (последний оплот Византии на Сицилии) в целях устрашения приказал устроить страшную резню: все взрослое мужское население было порублено, а женщины и дети проданы в рабство. Даже епископу Прокопию арабы отрезали голову, а тело сожгли. В захваченной арабами Испании периоды веротерпимости также периодически сменялись вспышками религиозного фанатизма и истреблением христиан. Завоевав в VIII веке Северную Африку, арабы через два столетия мягкой политики в отношении иноверцев приступили к насильственной исламизации. В результате, если в IX веке мусульман было 10%, то в XI уже 80%. Тогда же исчезают надписи на латинском языке. Местное христианское население частью утратило веру, язык и культуру, частью было истреблено или вымерло (численность населения Северной Африки в эту эпоху катастрофически сокращается). Так что у взявших Иерусалим крестоносцев был к мусульманам длинный счет, который они и предъявили к оплате. Интересно, что из всех захваченных рыцарями городов, резня отмечена только в Иерусалиме, следовательно, в остальных случаях и европейцы являли милость. А населению Святого города просто припомнили прошлые погромы христиан. Историческая память тогда была живуча: через столетие Саладин (считавшийся милостивым и благородным правителем) подступит к городу с желанием полностью истребить христиан в нем. "Я буду поступать с вами так, как вы поступили с его жителями, когда завоевали его в 492 (1099 от Рождества Христова) году, убивая и захватывая в плен и чиня подобные обиды" – скажет он жителям, и только упорное сопротивление и богатый выкуп спасут их от уничтожения.

Не следует забывать также, что крестоносцы шли отвоевывать исконные (на тот момент) христианские земли, на которых арабы были захватчиками и соответственно европейцы не были настроены щадить их.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году. Инициатором этого похода выступил римский папа Урбан II, с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Изначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию. Эта идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской Руси.

Одной из основных причин всеобщего воодушевления была просьба византийского императора Алексея IКомнина о помощи, направленная римскому папе. Кроме того, эта инициатива была поддержана христианами, проживающими на территории Ближнего востока, в частности монофизитами. Крестовый поход был крупным и значимым событием в долгой войне двух цивилизаций. В эти времена по всей ойкумене шло столкновение христианского и мусульманского миров. В Испании шла Реконкиста, ещё совсем недавно от мавров была очищена южная Франция и Пиренеи – в честь этого сложена знаменитая песнь о Роланде; южная Италия и Северная Африка стали ареной сражений между мусульманами и норманнами. Византия, отчаянно отбиваясь от турок и кочевников из причерноморских степей, потеряла всю Малую Азию.Православная Русь вела длительные войны в южнорусских степях с кочевниками мусульманами и шаманистами. Таким образом, не мудрено, что весь Христианский мир выступил единым фронтом в этом походе. Исторически это был ответ европейцев на арабские завоевания, попытка вернуть часть утраченного, но не попытка присвоить чужое.

Таким образом, Крестовые походы были частью гигантского геополитического столкновения двух миров. Для Европы это был еще и способ прекратить постоянные междоусобные войны, использовать бесцельно расходовавшийся в них потенциал для борьбы с внешним врагом. Бароны вместо того чтобы резать друг друга шли отвоевать Святую землю и помогать Византии.

Русский крестовый поход

На волне отречения Европы от крестоносцев и в России многие встали на позицию «я не такая, я жду трамвая». Мол, в России злобных крестоносцев никогда не было, наоборот добрые русские мужественно отбивались от них. Действительно Руси пришлось сражаться против орденов крестоносцев. В начале 1234 году на реке Омовже владимиро-новгородские войска разгромили силы ордена меченосцев. А в 1242 году произошло более известное Ледовое побоище. Но это был уже этап вырождения Крестовых походов, а за сто лет до этого существовали и русские крестоносцы.

У нас нет данных о том, что среди войск крестоносцев были крупные рати русских людей. Но Русь принимала активное участие в этом столкновении миров. Так, например, по повелению Великого Князя Киевского Владимира Мономаха и по решению Любечского съезда в 1111 году организовывается Русский крестовый поход в степь. Впервые вместе с войском в поход выступили священники. Первые 11 верст они шли впереди воинов и несли большой крест. Кроме русских воинов и князей в походе участвовали представители европейских народов, в частности граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Владимира Мономаха. Русь в полной мере осознавала себя левым флангом общеевропейской реконкисты. Русский крестовый поход достиг самого сердца половецких земель. В ожесточенных боях половцы были разгромлены и обложены данью. Были взяты и половецкие города: Шарукань открыл ворота русским и был пощажен, Сугров отказался сдаться, и был стерт с лица земли вместе со всем населением. Да, наши предки тоже воевали по законам того времени! После этого половцы ещё долго не решались тревожить границы русских земель. А гонцы с известием о Русском крестовом походе помчались в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.

Деградация

К сожалению, единый порыв христианского мира продолжался не долго. Уже в 1204 западноевропейские крестоносцы, принимая участие в 4-ом крестовом походе, разграбили и разрушили Константинополь – столицу православной Византии. Идея и цели крестовых походов начали смещаться в сторону от первоначальных – защиты христианских ценностей и святынь, помощи христианским государствам, возвращения христианских земель.

Крестовые походы продолжались ещё некоторое время, но их масштабы и результаты становились всё меньше и меньше. Так если во втором крестовом походе в 1147 году приняло участие около 70 000 человек, то в седьмом в 1248 году не более 15 тысяч.

Углубляющийся раскол между Православием и Католичеством свёл на нет помощь от русских князей. Европейские страны, не граничащие с мусульманским миром, всё реже принимали участие в походах. Европа начала утопать в междоусобных войнах. Только Русь и Иберия продолжали долгую борьбу за сохранение своей государственности.

Крестовые походы окончательно вырождаются в грабительские кампании, превращаются в оружие римских пап против конкурентов и просто неугодных престолу в Папской области. Организуются походы против гуситов и альбигойцев, против языческой Литвы и православной Руси (о них мы уже упоминали).

Дальнейшая колониальная и миссионерская деятельность стран западной Европы уже не имеет отношения к первоначальной идее крестовых походов.

Так и сегодняшняя операция в Ливии, совершенно не укладываются в логику первых крестовых походов. И если уместно проводить историческую аналогию с сегодняшними событиями, то подойдет лишь построение колониальной империи.

На наших глазах США и их союзники по НАТО разгромили несколько суверенных государств. Но религиозным мотивом тут, кончено и не пахнет, как и идеей возвращения исконно христианских земель. Они просто сменили политическую модель на более удобную для себя, более подходящую для выкачивания ресурсов из новых колоний.

Рыцари первых походов продавали свои имения, тратили всё богатства, что бы снарядиться в дальний путь, что бы вооружить себя и своих слуг. Сегодняшние европейцы искусно извлекают прибыли из войн, ловко присваивают себе богатства других народов. Так что давайте не будем путать Крестовые походы, в их первоначальном смысле, и грабительские колониальные войны. А современная политика США это именно неоколониализм.

Степан Палицын

Артём Заметалов

Координаторы Движения «Народный Собор»