Предлагается ликвидировать в России нефтепереработку

"Независимая" газета пишет в своей статье: "Переработка нефти в России экономически бессмысленна и приносит стране колоссальные убытки. Тонна сырой нефти стоит сегодня гораздо больше, чем все продукты перегонки, которые получают из нее российские химики и нефтяники. По экономической логике, нефтепереработку в России нужно немедленно прекратить, предприятия – обанкротить, а потребителей перевести исключительно на импортное топливо. К таким сенсационным выводам пришли специалисты близкой к правительству Экономической Экспертной Группы (ЭЭГ).

Авторы проекта предлагают для компенсации потерь российского бюджета ввести новый налог, повысить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и поднять акцизы на нефтепродукты. Специалисты из ЭЭГ выступают за отмену экспортных пошлин на нефтепродукты, а также на саму нефть. Для начала пошлину на нефть предлагают снизить до уровня приемлемой экономической эффективности ее переработки. Ставка НДПИ и акцизы на нефтепродукты должны быть повышены с целью компенсации отмены пошлин.

Ранее свою концепцию изменения нефтяных пошлин представило Минэнерго. Ведомство планирует не отменять экспортные пошлины, а лишь снизить их. Кроме того, на новых участках вместо НДПИ может быть введен налог на сверхприбыль.

Мнение премьер-министра В. Путина на данные инициативы пока неизвестна. Однако, мы знаем, что окончательный вариант стратегии государства по нефтянке правительство планирует выработать к концу этого года.

Представитель Минфина Илья Трунин заявил, что министерство на данный момент обсуждение предложений ЭЭГ не проводило: "Мы не уверены в корректности модели и предпосылках для расчетов, на основе которых делала предложения группа, хотя и не опровергаем их". От представителей Минэнерго никаких комментариев по данной проблеме пока не поступало.

Как считает известный российский экономист М. Хазин, отвечая на вопросы сайта "Особая буква", перенос налоговой тяжести с экспортеров нефти и продуктов ее переработки на потребителей — на те же предприятия, а главным образом, на потребителей индивидуальных (к примеру, автомобилистов), — означает прямое повышение цен на бензин и другие ГСМ. Люди очень скоро почувствуют «заботу» о себе на еще более прохудившемся кармане. По статистике, в России уже около 40 млн. автовладельцев, и можно представить, а точнее, трудно не представить, во что может вылиться очередная затея "прогрессистов".

"С другой стороны, все логично, — выносит свой вердикт экономист. — Инициатива исходит от Институт Гайдара, известного своими либеральными мантрами. В чем их суть? Временное ухудшение благосостояния населения — это жертва во имя общего подъема экономики, следствием которого непременно будет новая ступень означенных благосостояний. Практика российской жизни этих мантр еще ни разу не оправдала. Но вера, как видим, жива".

Обращаем внимание на то, что все вышесказанное не затрагивает важнейшие вопросы национальной безопасности. Для специалистов ЭЭГ, по всей видимости, не существует никаких аргументов, кроме доводов экономической целесообразности. Но российской армии, например, как и любой другой армии мира требуются не экономические выкладки, а реальные ГСМ, поставляемые не из-за границы, а произведенные на своей территории вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Не трудно представить, последствия прекращения поставок продуктов нефтепереработки для жизнедеятельности государства, если по рецептам ЭЭГ в Российской Федерации не останется нефтеперерабатывающей промышленности.

Народный обозреватель