Резолюция Движения «Народный Собор»

«О социальной и педагогической неэффективности реформ образования в современном российском обществе»

Дорогие Соотечественники!

Съезд Движения «Народный Собор», рассмотрев обширную информацию об отрицательных социальных и педагогических последствиях реформирования российского образования на всех уровнях его организации отмечает следующее: реформирование начальной и в целом общеобразовательной, а также высшей школы России последних 10-15 лет привело к значительному снижению качества знаний ее выпускников, снизило авторитет и социальное благополучие, эффективность педагогической деятельности профессора, преподавателя, учителя. Оказалась разрушенной устойчивая система «школа – вуз», основу которой до начала 1990-хгодов составляли профильные спецклассы, в обучении учащихся которых принимали участие преподаватели вузов. К началу XXI века оказалась демонтированной советская система воспитательной деятельности и в школах, и в вузах, а также ПТУ и техникумах России, а новой фактически создано не было из-за действия вульгарных, либерально-демократических законодательных актов, требующих абсурдным образом деполитизации и демократизации образования, его отрыва от национально-государственных интересов.

Серьезный урон в ходе реформ нанесен сельским и малокомплектным школам России, где в последние годы начато подушевое финансирование, приведшее к ликвидации многих школ и значительному ослаблению обеспеченности этих учебных заведений, снижению эффективности их деятельности. Это еще более осложнило проблемы сельских регионов России, сохранения их социальной инфраструктуры, а также необходимого количества жителей.

Масштабное негативное влияние на качество знаний выпускников общеобразовательных школ оказало проведение эксперимента с ЕГЭ, а также принятие соответствующего закона, закрепившего тестовую формализацию механизма оценки качества знаний абитуриентов, массовую полукриминальную практику их «натаскивания» перед экзаменами репетиторами, в качестве которых выступают обычно либо учителя профильных классов, либо преподаватели вузов, члены приемных комиссий. Все это не лучшим образом сказалось на качестве учебы, знаний студентов, как, впрочем, и то, что изменение образовательных стандартов, введение примерных основных образовательных программ, сокращение количества государственных вузов создало парадоксальную ситуацию антинациональных национально-государственных действий значительной части существующего руководства страны, обстановку деморализации, деградации в образовательном пространстве России, в среде родительской общественности и обучающихся. Такое развитие событий усугубляется обозначенной перспективой, начавшимися действиями по ликвидации у нас в стране педагогических вузов, по переводу педагогического образования в классические университеты, где, как известно, существует иная академическая среда, проблемно развращённая в современной России вульгарно-рыночными ориентациями на финансово-экономическую эффективность, на прибыль любой ценой.

К этому следует добавить проблемность ситуации нашего вхождения в Болонский процесс, некритического, «слепого» погружения отечественного образования в систему управления, организации вузовского образования западных стран, разработки на этой основе образовательных госстандартов третьего поколения, использующих вульгарную версию компетентностного подхода, игнорирующего решение вопросов воспитания, формирования национально-государственных ориентаций студентов современной России, разрушающего систему кафедр и факультетов, студенческих групп современных российских вузов, заменяя их тьюторами, индивидуализацией личностных образовательных практик.

Все это сегодня масштабно осложняется начавшейся масштабной дифференциацией финансирования и статуса, сокращением количества российских вузов, что разрушительно бьёт, прежде всего, по российской провинции, народу, основам духовно-интеллектуальной, национально-государственной мощи нашей страны, соборности народов России, живущих в разных ее регионах. В сочетании с ослаблением и сокращением армии, уходом государства из основных отраслей социальной сферы страны означенные проблемы создают новую кризисную, предреволюционную ситуацию в российском обществе, которая на фоне масштабных отрицательных последствий вульгарно-рыночных реформ 1990х годов дестабилизирует не только социальную и экономическую обстановку в России, испытывающей и без того серьёзные проблемы с управлением, профессионализмом и качеством человеческого потенциала управленческого актива, политических элит, где криминал, коррупция стали нормой жизни, но и политическое развитие нашего общества.

В связи со сказанным, мы заявляем решительный протест против разрушительных реформ народного образования России, которые ведут не только к снижению его качества, деградации человеческого потенциала, но и к углублению, обострению проблем национальной безопасности, национально-государственного кризиса, ещё более масштабному ослаблению, разобщению народов нашей страны, в том числе государствообразующего этноса – русских, составляющих и сегодня более 80% населения России. Мы обращаем внимание Президента нашей страны и её Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ на необходимость принятия экстренных мер по прекращению разрушительных реформ отечественного образования. Мы призываем педагогическую и родительскую общественность, учащихся и студентов активизировать всеми законными средствами борьбу за спасение образования в современной России, сохранение его народных, национальных основ, объединяющих начал, за сохранение единства науки, духовности, культуры и образования как основы социальной, экономической и политической силы современной России, каждого человека в ней.

Наша Правда, национальная идея сегодня выражается, прежде всего, в этом! И эта Правда будет с нами, ибо с нами Бог, истинная Вера, Надежда и Любовь!

* * *

Комментарий Святослава Ивановича Григорьева – Почётного координатора Движения «Народный Собор», доктора социологических наук, профессора, член-корр. РАО, академика ПАНИ, директора Центра социальной квалиметрии НИИ Комплексных муниципальных исследований РАН, первого зам. генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, Заслуженного работника высшей школы России, лауреата премии Правительства РФ в области образования 2006 года

Мне думается, что Заявление съезда Движения «Народный Собор» «О социальной и педагогической неэффективности реформ образования в современном российском обществе» имеет большое значение, является знаковым событием. И не только потому, что в нем сказана горькая правда о тех потерях отечественного образования, которые оно понесло в последние 20 лет, но и потому еще, что оно призывает не просто к протестам, но к серьезным конструктивным действиям, к деятельности по преодолению тенденции углубления кризиса научно-образовательной и духовно-культурной сфер современного российского общества.

В этой связи прежде всего хотел бы обратить внимание на ту часть Заявления, где говорится о необходимости изменения Конституции и Закона об образовании РФ в той их части, где говорится о деидеологизации и деполитизации современного образования. Опыт такого рода реформирования современного отечественного образования, его деполитизации и деидеологизации говорит нам о том, что они снижают эффективность воспитательного процесса в системе образования. Обучение и воспитание, оторванное от национально-государственной политики, стратегии развития, решения общегосударственных, общественных проблем, оказывается не только ущербным, ограниченным, но и опасным, разрушительным для самого человека, ориентированного только на свои, личные проблемы, оторванного от интересов, политики, идеологии государства и общества, где он живет и работает. Такое развитие событий явно осложняет проблемы не только государственной, национально-культурной, но и личной, семейно-бытовой безопасности, о чем свидетельствует современный опыт России.

Не менее значимо и та часть Заявления, что посвящена проблеме качества образования, которое у нас в стране за последние 20 лет, время либерально-рыночных реформ, масштабно снизилось и продолжает снижаться. Это оказалось связанным не только с отдельными неудачными попытками реформирования образования типа ЕГЭ, но и с системными последствиями трансформации общества в России, ее системы образования. В частности, это оказалось связанным с политикой, новой идеологией развития образования, связанной с превращением образования главным образом в «образовательную услугу», которая стала по преимуществу платной. Монетизация, вульгарно-рыночная прогматизация образования в России не только масштабно снизила качество обучения, но и стала основой развития здесь коррупции, деморализации социальных отношений, деградации педагогического персонала учебных заведений, их управленческого актива, а также студентов и учащихся.

Наконец, нельзя не поддержать и те призывы Заявления, которые связаны с необходимостью защиты педагогического образования, учителя как социально-профессиональной группы, общественного слоя, обеспечивающего эффективность образовательной системы страны, практик обучения и воспитания, социального просвещения, воспроизводства национальной культуры, преемственности ее развития. При этом особое значение имеет возрождение и развитие в России русской национальной школы, сохранение национально-культурных основ образования, жизни людей в условиях разрушительного влияния глобализации не только на экологию, но и духовно-нравственное, социокультурное развития человека, гражданского обществ, его национально-культурной дифференциации и соборности, социальных коммуникаций.

Не сомневаюсь, что это Заявление найдет широкий отклик среди населения России и послужит во благо. Это – хороший знак, явление развития гражданского общества в нашей стране, его активизации на главных направлениях борьбы за возрождение России, ее коренных народов, прежде всего – русских, составляющих и ее сегодня более 80 % населения России.