Российско-украинская «перезагрузка». Первые итоги

На высшем политическом уровне за достаточно короткий срок достигнуты серьёзные результаты и задан высокий темп развития двусторонних отношений.

Новый 2010 год российско-украинские отношения встретили в состоянии глубокого кризиса в первую очередь в политической плоскости. В свою очередь российское руководство связывало серьёзные надежды на восстановление конструктивного диалога со своим соседом после избрания нового украинского президента. В разгар избирательной кампании на Украине многие российские политологи и эксперты-международники неоднократно отмечали, что избрание на пост президента Украины Виктора Януковича, несмотря на его пророссийскую риторику, может быть менее «выгодно» для России по сравнению с победой Юлии Тимошенко.

Главным аргументом против В.Януковича было то, что «России придётся платить конкретные деньги в виде дешёвого газа, льготных кредитов, преференций для украинских компаний на российском рынке только лишь за пророссийскую риторику нового президента». Естественно, развитие такого сценария, не подразумевает «перезагрузку» отношений. Такой формат был бы крайне неустойчивым и угрожал возникновением нового кризиса, как это произошло в российско-белорусских отношениях.

Вместе с этим, с момента вступления В.Януковича на пост президента Украины прошло восемь месяцев – это достаточно длинный срок, чтобы сделать первые промежуточные выводы о качественном наполнении двустороннего диалога, а также о динамике и перспективах российско-украинских отношений в политической и экономической плоскостях.

Ключевым моментом для политического сближения России и Украины и дальнейшего развития диалога стало решение Киева отказаться от стремлений стать членом Северо-Атлантического альянса, которое, по сути, было юридически закреплено в виде Харьковских двусторонних соглашений, где украинская сторона высказала готовность продлить срок пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе фактически до 2042 года в обмен на поставки Россией природного газа с 30%-скидкой.

Несомненно, этому событию, которое весьма неоднозначно оценивается на Украине и характеризуется российской стороной, как прорыв в двусторонних отношениях, предшествовал ряд подготовительных мероприятий. В частности апрельский указ В.Януковича об упразднении межведомственной комиссии по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО, а также Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Украины можно рассматривать, как определённый сигнал российским партнёрам о готовности обсуждать вопрос дальнейшего пребывания Черноморского флота в г.Севастополе, что было невозможно при стратегии на интеграцию в НАТО.

Позитивным фоном в политической плоскости российско-украинских отношений стало существенное снижение активности и частичная маргинализация националистических организаций (ОУН, УНА-УНСО и пр.) в западной части Украины за счёт кадровых изменений в местных органах власти и расстановки «своих» людей на ключевых позициях. Безусловно, новый украинский президент в первую очередь решал задачи по укреплению собственных позиций в регионах, где он не пользуется большой популярностью. Однако именно проведение указанной политики в совокупности с идеологическим разделением понятий национализма и безоговорочной прозападной ориентации, которые были тождественно равны во время президентства В.Ющенко, позволило значительной части националистически настроенных функционеров лояльно отнестись к корректировке внешнеполитического вектора Украины в сторону России.

Снятие с повестки дня двух самых проблемных вопросов, которые становились причиной «ежегодных обострений» российско-украинских отношений, стимулировало развитие кооперации уже в экономической плоскости, в первую очередь в стратегических для обоих государств отраслях промышленности. В частности начались переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» о возможности создания совместного предприятия по освоению газовых месторождений в России. Очевидно, что стремление российского газового гиганта получит под свой контроль всю нефтегазотранспортную систему Украины не будет поддержано украинским руководством. Однако готовность к переговорам и обсуждению условий сотрудничества даёт России возможность перехватить инициативу у Европейского союза в области модернизации украинской ГТС.

В области ядерной энергетики между украинским госконцерном «Ядерное топливо» и российской компанией «ТВЭЛ» заключено соглашение о совместном строительстве завода по выпуску ядерного топлива. В данной ситуации украинские партнёры получат передовые технологии в области обогащения урана и обеспечения безопасности производства, что открывает перспективы выхода Украины на рынок ядерного топлива. В свою очередь российские партнёры получают доступ к сырью, на которое на сегодняшний день обозначился серьёзный дефицит на мировом рынке.

В результате, на высшем политическом уровне за достаточно короткий срок достигнуты серьёзные результаты и задан высокий темп развития двусторонних отношений. При этом имеется колоссальный потенциал для углубления кооперации, в первую очередь в авиакосмической отрасли и сфере производства вооружений и военной техники. Взаимодействие России и Украины по таким направлениям может обеспечить переход от конкуренции, играющей на руку зарубежным импортёрам, к усилению позиций как России, так и Украины в переговорах по экспорту своей продукции и технологий. Кроме того, обозначенные успехи стали однозначным сигналом для властей субъектов РФ активизировать сотрудничество уже на региональном уровне с вовлечением в процесс экономического сближения малого и среднего бизнеса двух стран.

Олег Александрин
Ведущий аналитик Центра политических и социальных исследований
(г. Екатеринбург)

Источник: бюлетень «Россия и Украина. Второе дыхание»