Русские в Башкирии – история очередного апартеида.

Письмо отчаяния.

Здравствуйте!

У нас, русских, живущих в Башкирии, есть тема, которую запрещено обсуждать в СМИ. А тема очень больная, и от того, что постоянно загоняется вглубь, становится все больнее.

Это: 1) принудительное обучение всех детей в общеобразовательных школах башкирскому языку, 2) сокращение уроков русского языка и литературы до минимума.

Для чего это делается? Намерения – самые благие: сохранение исчезающего башкирского языка, изучение национальных языков в школах, для того, чтобы дети знали свой родной язык.

Как это делается? Во ВСЕХ школах – от 2 до 5 уроков башкирского языка + предмет «культура Башкортостана» (а фактически – культура башкир) + предмет «Родной язык», где дети делятся на подгруппы (русскую, татарскую и башкирскую (если есть башкиры)) и изучают свои родные языки.

Что мы имеем в итоге? В начальной школе – три урока русского языка и два урока чтения в неделю. Даже в первом классе! Имеется в виду простая общеобразовательная школа! «В России» – пять уроков русского и 4-5 урока чтения в неделю! Математика у нас – четыре раза в неделю, тогда как «в России» — пять уроков. Дети не успевают в полной мере овладевать грамотой. Дети не знают ни русского, ни башкирского. Чтобы как-то пройти положенную программу, учителя вынуждены «мухлевать»: проводить уроки русского вместо других предметов, что тоже не есть хорошо.

Вот, для примера, расписание ученика второго класса школы 42 г.Уфы на среду:
1. Русский язык
2. Английский язык
3. Башкирский язык
4. родной язык (русский, татарский или башкирский)
5. Физкультура

В этой школе – по два урока башкирского, три – родного языка и урок – КБ (культура башкир), т.е. – шесть уроков нацкомпонента. Точнее всё происходит в ущерб остальной образовательной программе: забираются два-три урока русского языка, два урока литературы, один урок математики в неделю.

Вот такое расписание у ребенка – два раза в неделю – сплошные языки! А он еще грамотой в достаточной мере не овладел!

Труднее всего – детям татар: они учат и русский, и башкирский, и татарский, и английский. А ведь учатся в простой, не национальной, не лингвистической школе! И национальных школ у нас – достаточное количество (только там – недобор постоянный).

Нам часто отвечают чиновники из нашего министерства образования: «Ведь ваши дети ходят на «Родной русский язык», поэтому вашим детям уроков русского хватает!»
Но тут – лукавство сплошное, потому что на уроках «Родного русского языка» наши дети не проходят новые темы, не закрепляют старые – ведь они не могут идти вперед остальных детей класса. И занимаются они там по другим учебникам, что-то вроде «Риторики». И риторика – хорошее дело, но когда она преподается дополнительно, а не ВМЕСТО основных уроков.

Уроки башкирского дети не любят, на уроках ведут себя безобразно (почти везде), и их можно понять: ведь дети подсознательно и сознательно понимают, что башкирский язык им никогда в жизни, скорее, всего не пригодится.

Наверное, никто бы не был против изучения башкирского, если этот язык изучался в школах на разговорном уровне и не с 1 по 11 класс, да если бы было с кем общаться на этом языке. А ведь у нас в городах, в основном – русское население живет, да и татары все свободно общаются на русском. А башкир – очень мало у нас.

Межнациональное напряжение растет, наш новый президент Хамитов тоже пока никак не может осмыслить эту ситуацию и решить данную проблему, СМИ молчат, только в Интернете, когда есть возможность, люди делятся своей болью. И многие уже готовы уехать отсюда. Потому что и языковая проблема напрягает, и то, что везде у нас титульных двигают, и русский город Уфа постепенно превращается в башкирский (старинные улицы переименовывают снова и снова – в честь башкирских деятелей, а исторические русские названия – не возвращают).

Очень прошу помочь нашим детям и постараться поднять эту проблему в СМИ!

С уважением,
Галина Лучкина