Сердюков создает армию Древнего Рима — эпохи упадка

На сайте Министерства обороны РФ опубликован проект указа президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237».

На сайте Министерства обороны РФ опубликован проект указа президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237». Проект предусматривает внесение дополнений в различные пункты упомянутого положения, которые еще более облегчают поступление на службу в российские Вооруженные силы граждан других государств.

По правде говоря, это – не такая уж свежая новация. Еще 7 (!) лет назад правительственная «Российская газета» извещала: «Вчера президент РФ Владимир Путин подписал Закон РФ, который вносит изменения в Законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Суть поправок – они создают правовые основы для службы иностранцев в Российской армии. Там признается и причина: «Впервые о том, что иностранцы смогут служить в российских Вооруженных силах, представители Минобороны РФ заявили в марте этого (2003) года». За несколько месяцев в Главном организационно-мобилизационном управлении Генштаба были подготовлены проекты законодательных актов, а в октябре (точная дата – 17 октября) нынешнего года 400 депутатов Госдумы единогласно приняли закон, который разрешил воинскую службу для иностранцев. В конце того же месяца закон был одобрен Советом Федерации и поступил на подпись президенту РФ». Глава государства подписал его 12 ноября 2003 года.

Уже тогда комментаторы отмечали, что военное ведомство собирается набирать контрактников из бывших «братских» республик Средней Азии, словно какой-то ДЭЗ – дворников-гастарбайтеров. Причем военные в целом и не отрицали, что руководствуются сходным принципом.

В газете «Красная Звезда» за 26 ноября 2003 года эти новации были прокомментированы следующим образом: «Минобороны России внесло в Государственную Думу проект изменений и дополнений в действующее законодательство о военной службе, касающееся контрактников, который разработала Межведомственная рабочая группа. Об этом сообщил на пресс-конференции в Минобороны начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Василий Смирнов». «Сегодня страну наводнили т. н. гастарбайтеры, готовые за гроши выполнять любую работу. Для них волонтерство может стать надежным мостиком, ведущим к получению российского гражданства. Через три года после заключения контракта министерство обороны имеет право ходатайствовать о предоставлении этим гражданам российского гражданства», – сказал Василий Смирнов. А по истечении срока службы контрактник «может поступить на льготных основаниях в любой государственный вуз страны», отметил генерал. Во многих странах именно такая перспектива нередко становится стимулом для безупречной службы».

Большинство стран ближнего зарубежья, кстати, тогда очень кисло откликнулись на эту российскую оборонную инициативу: относительно положительные отклики поступили только от Таджикистана и Киргизии. Впрочем, наши генералы и не скрывали, что именно опыт таджикской войны 90-х годов вдохновил их на этот эксперимент. Тогда, действительно, большая часть российских пограничников на таджикско-афганской границе состояла из таджиков. Оставаясь гражданами Таджикистана, они, тем не менее, клялись на верность российскому знамени, носили соответствующие шевроны на рукаве и в целом воевали достаточно неплохо.

Впрочем, в 90-е годы хватало и других курьезов: многие офицеры, служившие на момент распада СССР за пределами России, оказывались гражданами вновь возникших государств. И даже перебравшись в Россию и занимая различные должности в нашей армии, годами не могли получить российское гражданство. Всем, наверное, памятен телемост, когда к Владимиру Путину обратился прапорщик 201-й дивизии, расположенной в Таджикистане, и поинтересовался: почему это он, фактически воюющий за Россию и даже удостоенный звания Героя России, не может получить российское гражданство. Путин, помнится, тогда был очень сконфужен и пообещал как-то разобраться А ведь таких случаев были тысячи! Многих русских парней, чьи семьи перебирались в Россию от притеснений националистов свежеиспеченных государств, призывали в Российскую армию, они полностью проходили срочную службу – но даже на дембель не получали российского гражданства. Как ни странно, проще было его получить, отсидев срок в тюрьме, через справку об освобождении… Впрочем, мы отвлеклись от темы.

Понятно, что тогда, в 2003 году, когда была объявлена ставка на контрактную армию, наши государственные мужи прикинули, что на этом можно хоть немного сэкономить. И решили поступить по «принципу ДЭЗа» – разрешить набор гастарбайтеров. Т. е. контрактников-иностранцев, понятно, что в основном – из ближнего зарубежья.

Однако дело не пошло – по целому комплексу причин. Все это время численность иностранных контрактников в российских войсках колебалась в пределах 300–350 человек, причем большинство проходило службу за пределами России – в воинских частях на территориях 102-й российской базы в Армении и 201-й базы в Таджикистане.

По данным Генштаба на 2009 год, больше всего в Российской армии было именно граждан Таджикистана – 103 человека. На втором месте – граждане Узбекистана (69 человек), на третьем – Украины (42). Кроме них, России служат также белорусы, казахи, армяне и даже 1 гражданин Грузии. Где именно находилась его часть во время вооруженного конфликта России и Грузии, Минобороны не сообщает.

Но в начале нынешней весны, как уже рассказывал КМ.RU, военное ведомство признало полный провал перехода на контрактную армию (куда делись деньги, выделявшиеся годами на эту программу, – другой разговор) и необходимость массового призыва всех, способных становиться под ружье. Однако из-за демографических проблем призывной фонд все равно ограничен, и какую-то часть личного состава все равно придется набирать по контракту. Поэтому военное ведомство решило реанимировать идею 7-летней давности и еще больше упростить возможность для граждан стран ближнего зарубежья становиться под российские знамена.

Например, в предыдущей редакции упомянутого «Положения о порядке прохождения воинской службы» отсутствие у добровольца российского паспорта было первым из возможных поводов для отказа в принятии его на службу по контракту. Теперь этот пункт исключен.

Наняться на службу в Российскую армию могут иностранцы всех без исключения стран в возрасте от 18 до 30 лет. Образовательного ценза нет, но надо доказать знание русского языка и пройти обязательную для всех контрактников дактилоскопию.

В отличие от российских граждан, иностранец не присягает на верность России и не обязуется «мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России». Он обязуется только соблюдать Конституцию, «достойно исполнять воинский долг» и «исполнять приказы командиров».

Первый же контракт иностранцу придется заключить на 5 лет (гражданам России – на 3 года), а для тех, кто собирается учиться в военном вузе или училище, – дополнительно еще и на срок учебы. Отслужив первый срок, иностранец демобилизуется, если только за это время он не получил российское гражданство (служба в Российской армии дает право на российский паспорт уже через три года).

В то же время, в отличие от контрактников-россиян, на их сослуживцах иного гражданства представляется возможность экономить. Никаких льгот им не полагается. Жильем иностранных контрактников обеспечивают только на время службы и только в общежитии, путевок в санатории и детские лагеря им не дадут, билеты на поездку в отпуск не оплатят. Зарплата наемника будет такая же, как и у его российского сослуживца (сейчас, в зависимости от региона, 10-12 тыс. руб.).

Собственно, ничто не ново под луной. И представители военного ведомства, развивая эту идею перед высшим государственным руководством, смогут смело ссылаться на опыт самой Римской империи. Когда большая часть римлян предпочла воинской службе «хлеб и зрелища», а протяженные границы надо было все-таки как-то защищать, имперское руководство разродилось схожей идеей. В римские легионы стали вербовать представителей всех имперских и соседних народов – как в индивидуальном порядке, так и целыми племенами. Многие из них, кстати, сделали блестящую карьеру, став не только крупными полководцами, но и даже императорами – вроде Филиппа Араба или Максимина Фракийца. И зачастую (как, к примеру, далматиец Диоклетиан) были большими патриотами Рима, чем большинство коренных римлян. Только все равно, в конце концов, все это кончилось для Рима очень печально…

Источник: KMnews