«Сезон убийств»

(попытка кинорецензии)

Громкой мировой славы этот фильм не сыскал, да и не сыщет. Но определенную тенденцию западного кинематографа по отношению к событиям 90-х годов 20 века на Балканах хоть и отображает, но с некоторым отличием. Но это скорее всего связано с тем, что главные роли сыграли такие актеры – как Де Ниро и Траволта.

Американский кинематограф и литература активно демонизировали сербов. Одна моя знакомая писательница во время пребывания в США, прочитала в университетском пособии по политологии, что сербы самый жестокий народ в мире. Для усиления подобного эффекта тиражировались истории о концлагерях для бошняков (выдуманные), о расстрелах, геноцидах, сербских снайперах, о тысячах русских наемниках. Чем чудовищнее было обвинение, как учил еще Геббельс, тем охотнее в него верили.

Так получилось, что про эту войну в нашей стране знают слишком мало. Хотя несколько сотен русских добровольцев приняли участие в боях на стороне сербов, но официальная Россия, возглавляемая ельцинским правительством, заняла в то время предательскую позицию. И лишь наши добровольцы смогли поддержать репутацию России на Балканах. Ведь не зря многие века перешагнула сербская пословица: «На небе – Бог, на земле – Россия»! Увы, Россия тогда была сама вся в проблемах, связанных с ельцинским правлением. Зато американцы активно добивали главного и самого верного союзника России, били-били, но не добили. Как и в фильме. Там в начале фильма американцы спасают пленных бошняков из концентрационного лагеря, а потом, без суда и следствия, расстреливают охрану лагеря состоящую из сербов, за жестокое отношение к заключенным. Среди них есть и один серб, которого играет Траволта, которого, пуля выпущенная американским полковником, которого играет Де Ниро, калечит, но не убивает.

И вот спустя 10-12 лет после событий в Боснии, восстановившийся после паралича серб решает приехать в Америку и отомстить тому американскому полковнику. Находится продажный американец, давший данные за деньги на полковника . И серб Траволта отправляется в путь. В дальнейшем американский фильм несколько отходит от штампов, показывая, что серб не просто хочет убить американца, но дает ему практически одинаковые шансы на выигрыш в схватке за жизнь, хотя и ведет себя жестко. А самое главное — серб тоже пытается разобраться в природе зла, а еще мельком в фильме упоминается, что бошняки уничтожили всю его семью, и у него тоже были основания, чтобы мстить врагам. Но это правда мимоходом, это не видеоряд с трупами истощенных бошняков в вагонах. Но все же…

А дальше идет поединок между сербом и американцем, где каждый поступает жестоко, много разговаривает о природе войны и жестокости, пытается вывести на откровенность противника. И в конце концов они так и не убивают друг друга, признав, что оба виноваты, не правы и несправедливы в своих прошлых действиях. Они примиряются. И пусть сам фильм далеко не справедлив по отношению к сербам, как пострадавшей стороне, но он оставляет надежду, что все воевавшие могут задуматься и примирится. И это неплохо, даже здорово, если только американцы не останутся на своих прежних позициях, а тема примирения без изменения внешней политики – это всего лишь попытка уговорить окружающих, особенно пострадавшие страны, не мстить США за их действия за наведение «демократии» во всем мире.

И хотелось бы добавить, что именно нам не хватает хорошего фильма о русских добровольцах воевавших в Сербии, защищая одновременно «братушек» и престиж России.

Александр Тутов, участник боевых действий на территории бывшей Югославии