Шейлок Холмс

Первый канал продолжает показ нового английского сериала о самом знаменитом сыщике всех времен и народов – Шерлоке Холмсе.

— Все-таки в прошлом мы вершили великие дела.
— Нам их навязали, Глэдис.
— Но мы с честью несли их бремя.
— Не дальше как до Фондовой биржи.
Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея»

Первый канал продолжает показ нового английского сериала о самом знаменитом сыщике всех времен и народов – Шерлоке Холмсе. В минувшую субботу была показана вторая серия, а в эту выйдет завершающая, третья, серия.

Изюминка нового фильма о Холмсе состоит в том, что действие перенесено в наше время. Перенесено, бесспорно, талантливо, конандойловские мотивы узнаются легко и непринужденно. В первой серии легко читается «Этюд в багровых тонах», во второй «Знак четырех». При этом в порядке модернизации Холмс вместо наркотиков пользуется никотиновым пластырем, Ватсон страдает адреналиновым синдром – ему не хватает приключений после возвращения из Афганистана (старушка Британия снова воюет там же где и век назад). Ход дедуктивного мышления Холмса иллюстрируют всплывающие на экране надписи. Местами кажется, что трудно было осовременить классику Конан Дойля более удачно.

Есть, однако, и разительные отличия от оригинала. Во-первых, логика у авторов сериала явно послабее, чем у Конан Дойля. Так, китайская мафия, обнаружив, что один из их курьеров украл ценную реликвию, сначала убивает всех своих курьеров в Лондоне, а потом идет с допросом к Шерлоку Холмсу, надеясь, что он, расследуя убийства, нашел реликвию. Автор Шерлока Холмса порой забывал, в какую именно ногу был ранен Ватсон в Афганистане, но такой ерунды не писал никогда. Похоже, интеллектуальный уровень англичан изменился к худшему за последнее столетие.

Второе отличие более существенное и более характерное. Это отличие нравственного плана. Сложно представить героя Конан Дойля, пытающим умирающего преступника. Однако именно таким получился новый британский Шерлок Холмс.

Преступники тоже не те, что в Викторианской Англии. И главное не то, что благородные джентльмены все перевелись, а то, как изменилась мотивация убийц. Если в «Этюде Багровых тонах» и «Знаке четырех» главной движущей силой преступников является месть и желание восстановить справедливость, то в сериале единственным мотивом всех преступлений являются деньги. Таково лицо новой Британии.

Здесь уже нет места благородству, любви и даже мести. Единственной движущей силой сюжета, которую может предположить сценарист и которую готовы принять зрители выступают деньги.

Речь не о том, что в Викторианской Англии не убивали за деньги. Конечно же, убивали, но Артура Конан Дойля и его читателей интересовали совсем другие люди. Великобритания мыслила себя совсем иначе, она была действительно великой. Теперь страна хочет смотреть на иных героев и иные отношения. И приставка «велико-» все чаще выглядит нелепым рудиментом в названии страны, которая давно уже разучилась не только делать великое, но даже думать о нем.

Артём Заметалов
Координатор движения «Народный Собор»