Современная музыка глазами национал-патриота

Русская музыка – это состояние души, давайте сохраним нашу душу

Музыка, песни, танцы появились вместе с первым человеком. Этот вид искусства непрерывно развивался и совершенствовался на протяжении тысячелетий. Первые инструменты – губы и ладони, теперь современные программы могут генерировать совершенно фантастические звуки. Но это лишь внешняя оболочка. Смысл остался прежний – ритм и мелодия, 12 нот и несколько октав слышимого диапазона.

А люди продолжают творить. Окружающий мир формирует музыкальные стили, и сама музыка оказывает влияние на людей. Важно то, что ты вкладываешь в музыку…

Барабан, изначально деревянный бочонок обтянутый кожей. Под его звуки прыгают в своих странных танцах масаи, напившись коровьей крови, и под ровную барабанную дробь схлёстывались огромные европейские армии; люди скреплённые дисциплиной и ритмом совершали великие подвиги во славу своих народов…

Слова в песнях могут быть совершенно разными, их можно анализировать, можно обсуждать, они отпечатываются в сознании. А вот музыка воздействует, прежде всего, на подсознание.

Музыка может быть «ритмовая» и «мелодийная». Африканские племена и народы, различные шаманистские культы, прежде всего, используют именно ритм. Бубны, тамбурины, различного рода перкуссии и барабаны до сих пор вводят в транс представителей этих народов. Но сегодня «ритмовые» стили плотно вошли в наши уши и мозги. «Реп», «рейв», «Ритм энд Блюз», вот что сейчас льётся в уши каждого жителя планеты. Это музыка чужеродная для белых индоевропейцев, это музыка чужой цивилизации…

Жители Западной Европы, русские, византийцы, даже тюрки, китайцы и японцы традиционно творили в ином стиле. Во главу угла была поставлена мелодия. Флейты, гусли, лютни, различные мандолины (гитары, домры и др.) услаждали слух этих народов. Особенно сильно этот жанр музыки расцвёл с изобретением клавишных и смычковых инструментов. Классическая музыка была высшей точкой развития нашей родной музыки – переливы симфоний, целые картины и многочастные произведения. Богатая духовная музыка (не важно органная или акапельная), перезвоны колоколов, частушки, баллады формировались сотни лет. Последней вспышкой этого жанра можно считать русский романс. Его гитарные переборы и печальная лирика отражала состояние тогдашнего российского общества – ожидание счастья и одновременное ощущение неотвратимо приближающейся беды…

Ритм, принесённый чернокожими рабами в США, прочно пустил там свои корни. Но вначале мощный пласт «белой» музыки был не по зубам «чёрным» нотам. Джаз, блюз, позднее рок-энд-ролл появились на слиянии этих двух музыкальных миров. Сочетание было действительно грандиозным. Ряд «роковых», а особенно балладных «хэвиметаллических» композиций не уступает по сложности симфониям Вагнера или Мусоргского. Но, к сожалению, с каждым годом, начиная с середины XX века основной музыкальный поток начал показывать тенденцию к упрощению. Периодически возникают коллективы, пытающиеся вернуть нам нашу музыку. Весь «Русский Рок» изначально представлял собой сочетание рок-энд-ролла, романса и авторской песни…

Но сегодня российская и западная эстрада потчует нас весьма однообразным набором песен. Отчётливо слышны ритмовые семплы (семпл – музыкальный фрагмент, обычно сделанный на компьютере – прим. ред.), фоном звучат нечёткие клавиши, и полуголые девицы отплясывают нечто похожее на танцы африканских народов…

XX век нанёс нашей культуре ряд сокрушительных ударов. Он практически уничтожил нашу музыку. Стёр изначальную идею, оставил нам лубочные танцы и пляски… Почему же африканские ритмы вытесняют европейскую музыку? Ответ прост – они примитивнее. Наша эпоха – эпоха упрощений. Сложную литературу сменяет простая, а ту вытесняют комиксы, упрощается кино, набирают популярность мультфильмы, где образы предельно упрощены. Простая культура легче воспринимается, доходит до всех, не требует подготовки для своего понимания, не требует никаких усилий от воспринимающих ее людей. Значит ли это, что она лучше? Разумеется, нет! Сахар, шоколад, мороженное – вкусны и любимы всеми. Но что станет с человеком, который вздумает питаться только ими? Поэтому, как бы мы не любили сладости или что-то еще мы делаем над собой усилие и употребляем в пищу множество менее вкусных, но более полезных для здоровья продуктов. А люди, отказавшиеся от употребления соли и сахара начинают различать тончайшие вкусы натуральных продуктов.

Почему же, заботясь о здоровье своего живота, мы не заботимся о здоровье своих ушей, своего разума и своей души? Не секрет, что если классика способна излечивать от болезней, долбящие ритмовые треки наоборот болезни вызывают. Я уж не говорю об угнетении интеллектуальной деятельности, бомбардируемой потоком «битов». Не случайно ведь эта музыка людей, находящихся на первобытной стадии развития. Их музыка не может поднять нас к новым высотам, а может лишь опустить к ее родоначальникам. Чуждая музыка, порождает чуждый культурный код, иное состояние души, иную мораль. Если мы хотим сохранить свое здоровье и свою душу, нам следует обратиться к классической и традиционной русской музыке, к романсу и русскому року.

Есть сегодня коллективы, пытающиеся играть наше родное. Так может, поможем им в возрождении нашей культуры? Обратив пристальное внимание на то, что мы слушаем? И будем интересоваться нашим? Ведь раньше даже само письмо у нас было музыкальным, надстрочные знаки, до сих пор использующиеся в церковно-славянском языке, предавали тексту оттенок музыкальности. Русская музыка это не частушки и балалайка, это состояние души.

Бирлов Артём
координатор Движения «Народный Собор»