Современные технологии позволяют учиться в нескольких вузах сразу

Новый закон «Об образовании»

Ректоры ведущих вузов рассказали, как будут развивать сетевое сотрудничество. Новый закон "Об образовании" разрешил предлагать студентам сетевое обучение: можно ходить на семинары в одном вузе, писать дипломную работу в другом, заниматься дистанционно в вузе-партнере, не покидая стен родного учебного заведения, слушать онлайн-лекции профессоров трех или четырех университетов сразу.

По словам заместителя министра науки и образования Александра Климова, одна из задач сетевого сотрудничества — "научить наши вузы общаться между собой. С западными вузами мы уже умеем общаться".

— Современные подходы к обучению не отвечают требованиям современного информационного общества, — уверен ректор Томского госуниверситета Виктор Власов. В его вузе сетевое сотрудничество началось еще шесть лет назад с программ повышения квалификации для вузовских преподавателей и научных сотрудников. Потом появились совместные программы магистратуры, PhD (программы подготовки научных кадров) с вузами Франции, а также программы по отдельным предметам и дисциплинам.

Сейчас сетевые программы предлагают все федеральные университеты. На сегодняшний день в рамках сетевого сотрудничества разработано 12 бакалаврских и 15 магистерских программ.

— Это не значит, что все программы есть в каждом университете. В одной программе могут участвовать от 2 до 8 университетов, — поясняет ректор Северного Арктического федерального университета Елена Кудряшова . — Так что если раньше мы говорили только об академической мобильности, то сейчас уже появилась мобильность виртуальная.

Все ректоры очень заинтересованы в сотрудничестве и готовы развивать разные формы сетевого обучения, но проблем тут пока много: неясен статус студентов, которые учатся одновременно в двух-трех вузах, непонятно, какой документ об образовании они должны получать, сетевые формы не учитываются при аккредитации, не у всех вузов есть достаточные ресурсы для полноценного онлайн-обучения. Для дистанционных курсов нужны не только особые программы, планы, контрольные тесты и перечень литературы, но и высокоскоростной интернет.

Что касается обмена студентами в рамках сетевых программ и развития академической мобильности, то федеральные университеты решили поделить расходы: один оплачивает проезд, другой — проживание. Но надо, чтобы для "сетевых" студентов в общежитиях были свободные места. А с этим есть проблемы.

— Сетевое образование может дать фантастический эффект, — считает замминистра образования и науки Александр Климов, он обратился к ректорам. — Дайте нам предложения, и мы будем работать над совершенствованием нормативной базы. Я бы хотел подчеркнуть, что совсем необязательно использовать при сетевом взаимодействии территории. Я уверен, что 80 процентов будет приходиться на использование других ресурсов.

У российских вузов есть и международный пример сетевого взаимодействия. Это сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества, который объединяет 82 вуза из Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России. С нашей стороны в проекте участвуют МГИМО, МГУ, МГЛУ, МИСиС, МЭИ, РУДН. Студенты учатся и очно, и дистанционно на русском и китайском языке, а по окончании программ получают диплом своего вуза и сертификат УШОС. Пока что большая часть выпускников таких программ идет на работу в организации ШОС.

Что предложили ректоры:

  • выделить квоту для приема студентов на сетевые прогаммы
  • учесть при финансировании вузов сетевые технологии
  • создать единую открытую информационную базу сетевых программ
  • разработать критерии оценки эффективности таких программ

Источник