Труд делает человека любящим

Подлинно русский человек любит трудиться во благо Родины, ближних и во Славу Божию.

Лиха беда начало

Начало и конец, на мой взгляд, самые сложные этапы выполнения задачи. Также и написание этой статьи, то есть её начало, даётся автору с большим трудом. Всё время хочется, открыть какую-нибудь интересную интернет-страницу, посмотреть по сторонам, отвлечься. Однако, в какой-то момент, дело начинает захватывать всё твоё существо, время сходится клином на поставленной проблеме, и ты начинаешь набрасывать план, по которому собираешься выполнить поставленную задачу. Уже нет того ощущения лени, сладкой неги бездеятельности, воля и ум интенсивно моделируют последовательность будущих действий, исходя из обстоятельств расклада. Раз так, то настало время и в этой статье поставить себе задачу освятить тему труда и осуществить интеллектуальный, физический и духовный труд по решению этой задачи.

Итак, в данной статье предполагается рассмотреть сущность и виды труда, его роль в жизни людей. Что ж возьмём на себя труд осуществления этой задачи. И, поскольку, приступая к каждому делу, православный человек всегда старается помолиться – Господи благослови!

Виды труда: физический, интеллектуальный, творческий и духовный

Традиционно труд разделяется на интеллектуальный, физический, творческий
и духовный. Попробуем найти сходства и различия в этих видах труда и тем самым дать понятие труда. Для этой цели попытаемся найти сходство во всех означенных видах труда. Общим местом является истина о том, что всякий труд есть затрата энергии на изменение предмета труда в желаемую для трудящегося сторону.

С различиями уже сложнее, ведь и физический труд содержит в себе элементы интеллектуальной деятельности, равно как умственный труд также имеет дело, в конечном счете, с чем-то материальным, преобразуя объективную реальность. Равно как интеллектуальный труд, так и физический содержат в себе некое творческое начало: равно как может родиться некое оригинальное инженерное, программное решение какого-либо интеллектуального труда, также может быть творческим и тяжёлый физический труд, например, всем известные египетские пирамиды или отливка Царя-Колокола. В более простых формах инженерная и творческая хватка трудящегося проявляется в смекалке, на которую так богат наш народ.

Теперь возьмём на себя смелость описать духовный труд. На мой взгляд, он сочетает в себе все виды труда, но не исчерпывается ими, поскольку представляет из себя интенсивное напряжение всех сил души и тела ради общения с Богом. Действительно, для того, чтобы выполнить просьбу ближнего – например, научить его собирать кубик-рубик, придётся затратить много физических и умственных усилий. Для того, чтобы помолиться на Литургии нужно бить поклоны, и стоять несколько часов, а также внимать глубочайшим Евангельским истинам, но при этом также необходимо умерить страсти, не отвлекаться и сердцем посредством молитвы, настроить в целостность телесные и душевные силы, для того чтобы раскрыться Богу в истинном покаянии и сокрушении по своим грехам.

Видно, что определение понятия труда через определение различий видов растворяется в неясном перетекании одного вида в другой. Это проблема не только понятия труда в особенности, но и определения понятий вообще. Однако, наверно, всё же есть способ определения в каждом конкретном случае.

Затрата умственной и физической энергии выражаются прежде всего в нравственной ориентации труда.

Умственное изменяет, преобразует материальное посредством творческого акта, а также личного и общечеловеческого опыта. Но, подлинно творческое делание неразрывно с принесением себя в жертву и в воскресении в объекте творческого труда. Жертвенность, как центральная идея нравственности, черпает свои силы из религиозного (православного) мироощущения в созидающей, творческой личности, которая раскрывает себя в служении общему делу. Таким образом, труд преображает тело, увековечивает его нравственный результат в форме проявления любви к Богу и ближним.

Труд увековечивает предмет труда. Энергозатраты, ориентированные исключительно на сверхпотребление удовольствий истлевают во времени.

Труд делает человека свободным, потому, что человек развивает свои таланты и бесконечно может увековечивать себя в свободном творческом акте, которые реализует все потенции тела, души и духа. Вокруг веры выстраивается иерархия понятия труда, и в ней, в этой иерархии, гармонично развёртываются его виды. Физический, умственный и творческий труд прекрасен лишь тогда, когда он жертвенен, то есть духовен. В остальных случаях затраты физической, умственной и психической энергии нельзя считать трудом, а только лишь энергозатратами, которые навеки канут в небытие вместе со временем.

Креативный (мелкобуржуазный) класс – противопоставляет умственную и физическую работу, извращая сущность труда как такового.

Также как человек должен возлюбить ближнего как самого себя, также и в труде человек должен, прежде всего, полюбить ближнего, и лишь потом пользоваться результатом бескорыстного труда. Но нельзя возлюбить ближнего без любви к Богу. Также невозможен совершенный труд не во славу Божию. Именно в связи с нарушением этого принципа происходит противопоставление интеллектуального труда физическому, и паразитирование первым над последним. В погоне за эффективностью интеллектуальный класс стремится освободиться от физического труда, не понимая, что только в гармонии умственного и физического в труде можно говорить о полноценной творческой деятельности. С другой стороны, нельзя не признать, что умственный труд требует определённых способностей и заниматься им может отнюдь не всякий человек. Однако, эта способность ума, не должна считаться главной в человеке, поскольку главной его способностью является, прежде всего, выбирать добро между добром и злом, а маятник свободы воли опирается, прежде всего, на веру Бога. Не надо забывать также о том, что Сам Господь наш Иисус Христос – трудился плотником, и поэтому не стоит спешить повышать статус умственного труда.

Лень как главное следствие (идеология) гипертрофирования умственной работы нацеленной на «эффективность».

Таким образом, умственный труд, отвергая физический, приходит к противоположности труду как к таковому. Посредством ума человек изобретает инструменты для облегчения физического труда вплоть до полного исключения участия человека в производстве, полного автоматизации технологических процессов. Смешно, но представители так называемого интеллектуального класса, в конечном счете, в погоне за духовной пустотой комфорта деградируют именно интеллектуально, вырождаясь в машину воспроизводства созданных в мутной креативной среде мемов и стереотипов. Вяло перебирая формы и образы, поверхностно классифицируя их, они выдают свою умственную и творческую лень за «индивидуальный» творческий взгляд или экспертное мнение.

Оплата труда – как ключевое экономико-правовое отношение между людьми

Как должна формироваться стоимость произведённого товара? Согласно К. Марксу этот вопрос бессмысленный, поскольку отношения стоимости могут возникать только в фазу капитализма, тогда как понятие труда в описанном выше смысле очищено от стяжательства прибавочной стоимости, которая формируется из ничто и по существу есть ничто, фикция, инфляция. Именно это ничто обслуживается комплексом правовых норм и рыночных механизмов эксплуатации человека человеком. В идеале – цена должна равняться стоимости труда, эти категории не должны быть различимы. Технологии должны облегчить человеку производство материальных благ, но не загоняя человека из сферы производства в сферу потребления, где производятся только услуги всё более виртуального и безнравственного содержания, которые паразитируют на материальном производстве. В этом смысле принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» это тот умеренный принцип, на котором можно остановиться. Только тогда труд остаётся нравственным лишь тогда, когда отдаёшь больше чем получаешь.

Труд – как главный фактор соборности, в соборном труде раскрываются ключевые нравственные качества личности

Коллективный труд, даже разделённый на разные составляющие, стадии, всё равно объединяет людей задействованных в нём. Производственный цикл проектируется инженером процесса, интеллектуалом, который может оценить ресурсы и понять, как начать преобразовывать предмет труда, а также разъяснить это на понятном языке окружающим. Но этот человек, должен показать умение работать в команде, где естественным образом формируются ведущие и ведомые, «нападающие» и «защитники». Совместный труд это, прежде всего, взаимовыручка, это, прежде всего, нравственное воспитание личности в коллективе. Здесь не может превалировать индивидуальный интерес, который обычно сводится к лени и сверхпотреблению. Только служение другим выделяет личность, и проявляет его индивидуальность в максимальной полноте цветущей сложности производственных процессов.

Часто случается так, что на роль организатора, менеджера, архитектора, демиурга, руководителя, начальника, лидера трудового процесса начинают претендовать сразу несколько лиц из трудового коллектива (именно здесь экономика плавно перетекает в политику). Однако, в здоровом трудовом коллективе, на руководящее место всегда встанет тот, кто умеет находить общий язык со всеми, а не только хорошо понимает «инженерную» сторону производства.

В спонтанной группе выполняющую спонтанную работу, всегда необходимо наладить процесс труда наиболее удобно для всех, распределить нагрузку по мере сил и усердия индивидуально по отношению к каждому участнику коллектива. Терпение как один из главных результат духовного труда, является главным условием труда интеллектуального и физического.

Незапланированные препятствия

По мере продвижения дела, необходимо начинаются всякого рода препятствия, которые не были, но именно они объединяют людей в решении проблемы, показывают кто является надёжным и сильным, а кто готов паразитировать и крысятничать.

Мелочи – главное мерило качества работы и ответственности трудящегося. По мелочам видно делается ли работа с душой и любовью или же «спустя рукава».

Только отсутствие технических ошибок многочисленно могущих возникнуть там и сям в результате труда, говорит о высоком профессионализме и трудолюбии человека. Однако, человек, оценивающий их, конечно же, не замечает отсутствие недостатков – ведь их нет. Допустим, в тексте этой статьи должны быть правильно расставлены запятые. По существу самого дела можно говорить только тогда, когда решены именно второстепенные мелочи, на предмет которых особенно раздражителен сейчас взыскательный взгляд людей оценивающие результат труда. Однако именно мелочи труднее всего удалимы. Подчас, тяжелее всего заставить себя их устранить, более того, иногда для их устранения, необходимы кардинальные меры. Например, замена детали для стеклоочистителей в труднодоступном месте в автомобиле. Иногда приходится очень большой комплекс действий произвести, грамотно его продумать, ради устранения внешне пустяковой неисправности, но, в случае затруднения видимости на дороге, исправность именно этой детали будет играть решающую роль. Поэтому рачительное отношение к мелочам, это признак высокой ответственности, а значит любви к людям, которые потребят результат труда. Но нужно признать, что требуется колоссальное усилие воли для того, чтобы преодолеть все мелочи в работе, в своей жизни, потому что Господь сильнее испытывает тех, кто стремится к Нему.

Конец – делу венец

Заканчивая эту статью о труде, можно и нужно сказать о том, что много усилий требует процесс окончания любого дела. Практически всегда приходится возвращаться к началу работы, иногда радикально переделывать, то, что было сделано вначале. Сразу же начинается отвлекающие поводы, разливается мёдом по телу и душе лень-матушка. Именно на этапе завершения вылезают «мелочи», якобы несущественные моменты, безответственное отношение к которым может загубить всё дело. Необходимо из-за всех сил стараться не откладывать решение этих проблем на потом. Нужно сразу протирать плиту, на которой готовишь еду, клавиатуру на которой печатаешь текст. Не прятать за «творческий» хаос собственную лень. Например, редактор этой статьи будет очень внимательно следить за правильностью оформления работы и в случае если будет найдена ошибка – грош цена будет рассуждениям о мелочах, человеком, который сам безответственен по отношению к ним. Прежде всего, конечно, в результате труда виден коллективный и индивидуальный творческий ум и любовь, именно это созидающее делание и увековечивает подлинно нравственный труд. Эта любовь, выраженная в результате труда, делает его сверхцелостным и прекрасным. Именно это, делает прекрасным и произведение искусства, а также, на мой взгляд, научную теорию и весь наш мир в целом, который не должен быть уничтожен планетой «Меланхолия (предреволюционного уныния)» по сценарию Л. Ф. Триера, что очень точно проецирует происходящее сейчас в России. Но подлинно русский человек, конечно же, любит трудиться во благо Родины, ближних и во Славу Божию.

Теперь в самом конце, осталось придумать удачное название статьи соответствующее её содержанию и подчистить запятые. Это название и будет венцом с трудом и неохотой начатого, надеюсь не зря, дела.

Илья Храбров

Координатор Движения «Народный Собор»