Учение — свет!

26 декабря 1919 года – «Ликбез», декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Мы часто слышим это слово, но за ним стоит великое дерзновение.
 
Согласно ему все граждане Советской республики от 8 до 50 лет обязаны были обучаться грамоты на родном или русском языке, по выбору. Для этого создавалась огромная сеть «ликпунктов» и школ при учреждениях, производстве, колониях и детских домах. 
Задача, стоявшая перед Советской властью, была огромна. Даже по самым оптимистичным оценкам самих царских министров просвещения, грамотными до революции были всего 56% населения. Война и разруха сократили это число еще сильнее. Миллионы людей нуждались в обучении без отрыва от производства. И это было сделано!
 
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности под руководством наркома образования Луначарского подготовила тысячи учителей и преподавателей. Организовано добровольное общество «Долой Безрамотность!». Центральные районы России, где число грамотных было больше, по мере своих успехов, формировали «культурные армии», которые помогали учиться всем народам Советского Союза. Были изданы первые советские буквари, также и для взрослых. Охвачены не только русский, но и белорусский, киргизский, татарский, чувашский и пр. языки. 
 
Особой строкой ликбез проходил в рамках кампании по ликвидации беспризорности, Деткомиссией ВЦИК руководил никто иной как сам Феликс Эдмундович Дзержинский, о чем мы уже рассказывали ранее! И к началу 30-ых годов свыше 7 миллионов беспризорных были окончательно пристроены, обучены и влились в трудовую жизнь общества.
 
Окончательная победа над безграмотностью была достигнута к началу Великой Отечественной Войны. Этот прорыв в развитии народной культуры не имеет аналогов в Истории. Страны Европы и Америки не знают ничего подобного и далеко отставали от Советского Союза, некоторые не достигли этого уровня и сейчас (особенно в среди «небелого» населения).
 
Это был великий труд, который есть и должен быть примером того, как подъем страны, культуры и общества начинается с дерзкой идеи, ранее невиданной. Если мы хотим сформировать новое общество, надо создать нового человека! Поставить великие цели, уважать личность прежде всего, за её ум и волю, способность к развитию, творчеству и подвигу. Воспитывать в стремлении к новым рубежам, к неизведанному. И тогда «не хлебом единым» будет жив человек.