Валерий Шамбаров: «Начало России и «Вторая Хазария»»

Интервью с известным писателем, Почётным координатором Движения «Народный Собор» Валерием Шамбаровым

В издательстве «Алгоритм» выходит в свет новая книга Валерия Шамбарова «Начало России». Мы решили встретиться с автором, чтобы подробнее поговорить о ней.

— Валерий Евгеньевич, какой эпохе посвящена ваша очередная работа?

— Книга рассказывает о событиях XIV> – XV столетий, от правления великого князя Дмитрия Донского до ИванаIII.

— Таким образом, по времени она примыкает к книге «От Киева до Москвы»?

— Да, продолжает ее и доходит до времен, описанных в другой моей работе, «Царь Грозной Руси» («Рождение царства»). Хотя, конечно, в прямом смысле «Начало Руси» не является «продолжением» книг изданных ранее. Это самостоятельное произведение, оно описывает весьма важный и, к сожалению, недостаточно известный отрезок не только отечественной, но и мировой истории.

— В данном случае вызывает вопрос само название – «Начало России». Ведь еще Нестор задавался вопросом «Откуда есть пошла Русская земля», и вы сами рассуждали об этом в книге «Выбор Веры».

— Да, но речь шла о происхождении русского народа. А в данном случае вопрос поставлен иначе – Россия. Та самая держава, в которой мы с вами живем. Согласитесь, что отождествлять ее с древними государствами скифов, антов, Киевской Русью было бы, мягко говоря, некорректно. Как возникла Россия? Откуда?

— И произошло это в XIV – XV веках?

— Совершенно верно. Посудите сами. В Восточной Европе одна за другой погибает несколько великих держав. Сперва в пожарах усобиц сгорела Киевская Русь и была добита татарами. После смерти св. Александра Невского рухнула в полный хаос и Владимиро-Суздальская Русь. Потом разваливается и захлебывается в резне еще одно могущественное и развитое царство – Золотая Орда. А одновременно тонет в интригах, предательстве, коррупции и падает под ударами врагов когда-то славнейшая и культурнейшая империя, Византия, оплот мирового Православия. Но в общем мраке и хаосе вдруг появляется и стремительно набирает силу нечто совершенно новое. Возвышаются не величайшие и богатейшие города уходящего средневековья, Константинополь, Киев, Сарай. Возвышается доселе неведомая Москва. Рождается новая империя, совершенно иная – причем она становится наследницей и Киева, и Византии, и Орды, перенимает лучшее, что у них было.

— В прошлых работах вы применили довольно любопытный метод – наряду с описаниями событий на Руси представляли читателю, что происходило в это же время за рубежом. Использовали ли вы это в новой книге?

— Да, использовал. Подобное сопоставление всегда полезно. Во-первых, для сравнения. Что было общего у нас и за границей в ту или иную эпоху? Что отличалось? И в какую сторону, в лучшую или в худшую? Во-вторых, те или иные процессы в нашей стране и за границей часто бывали взаимосвязаны. Политика, войны, торговля. Ведь Русь никогда не была отделена какими-то перегородками от Запада и Востока. Не представляя общей картины, трудно понять тенденции отечественного развития, решения правителей и т.д. Это ведет к неверным оценкам. А в XIV – XV вв. весьма важные процессы происходили и в Европе. Флорентийская уния, потуги подчинить Православие Риму. Образование первых централизованных западных государств, начало колониальной экспансии. Это эпоха таких личностей как Жанна д`Арк, Ян Жижка, Людовик XI, таких талантов как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, таких чудовищ как Ричард III, папы Сикст IV и Александр Борджиа. Кстати, и реальные прототипы Синей Бороды, Дракулы, доктора Фауста жили в это же время. Одновременно с Россией рождалась нынешняя Западная цивилизация. Они возникали и складывались как два мировых полюса. Взаимодействующих, связанных, но во многом противоположных.

— Вы сказали, что этот период в отечественной истории малоизвестен. Но некоторые события освещались весьма широко – Куликовская битва, стояние на Угре.

— Вот именно – только некоторые события. Имя св. благоверного Дмитрия Донского в сознании людей связалось с одной лишь Куликовской битвой. Мало кто знает, что он отразил натиск Литвы – а Литва в ту эпоху была куда больше и могущественнее Московской Руси. В сознании большинства людей св. Дмитрий Донской запечатлелся в качестве воина – но ничуть не меньше его заслуги как созидателя и собирателя будущего российского государства. Фигуры его сына Василия I и внука Василия II Темного и вовсе оказались затертыми. Хотя Темный отстоял Православие от униатов, закладывал фундамент русского самодержавия. А Ивану III (или Ивану Великому) довелось реализовывать и завершать преобразования отца, деда, прадеда. Пожинать плоды посеянных ими семян.

— В книгах об Иване Грозном и «От Киева до Москвы» вы разбирали исторические фальсификации либеральных авторов, которым подвергся ряд ключевых фигур нашего прошлого. Обнаружили ли вы аналогичную тенденцию в новой работе?

— Да, это закономерность. Либеральные и западнические историки постарались посмертно подпакостить всем властителям, способствовавшим укреплению России. Тут досталось и Дмитрию Донскому, и Темному, и Ивану III. Василия I это коснулось меньше – его просто изображали сереньким, незаметным, вроде и вспоминать незачем. Потому что он умел выигрывать войны без сражений, с минимальными жертвами. Извращались важные события, в том числе и стояние на Угре. И Карамзин, и Ключевский взяли за основу скандальные версии двух летописей, враждебных Ивану III, отбросив массу других источников: это уже было подробно разобрано и опровернуто многими авторитетными исследователями. Из истории исчезли коварные заговоры против тех же Дмитрия Донского, Темного, Ивана III, убийства их родственников – а в итоге казни предателей и крамольников получаются как бы неоправданными, объясняются лишь властолюбием государей, их корыстью и жестокостью.

— Сейчас в историю внедрились совершенно противоречивые оценки Золотой Орды. Существуют мнения, что татарского ига вообще не существовало, а был плодотворный симбиоз, ордынские ханы представляются почти русскими царями, опекунами и защитниками Руси.

— Увы, это не так. Период более-менее взаимовыгодного сосуществования был весьма кратковременным: во времена св. Александра Невского, Батыя и его сына Сартака. Вообще татаро-монголы во всех странах перенимали более высокую культуру завоеванных народов – так было в Китае, Персии, Средней Азии. Однако в Золотой Орде завоеватели попали не под русское, а под иное влияние. В ее состав входили Хорезм, Северный Кавказ, Причерноморье – а там в свое время угнездились уцелевшие купцы и ростовщики из Хазарии, уничтоженной в Х в. Святославом Игоревичем. Город Сарай (вторая столица Орды, Сарай-Берке) был построен в тех же местах, где стояла столица Хазарии Итиль, на том же перекрестке оживленных путей международной торговли. И огромный вес в нем набрала иудейско-хорезмийская группировка купцов. В русских летописях они часто упоминаются вместе, «бесермены и жиды».

— Таким образом, Орда стала обновленным вариантом Хазариского каганата?

— Совершенно верно. Сами понимаете, взаимовыгодный симбиоз в данном случае был невозможен. Орда, как и Хазария, была заинтересована выжимать Русь посильнее и пожирнее, на этом грели руки откупщики, баскаки, мурзы, купцы. Орда стала главным поставщиком рабов в страны Азии, Африки, Европы. «Великий гуманист» Петрарка восторгался – как хорошо, что в Италии стало много дешевых русских невольников, «повсюду слышна скифская речь». Продавали их через венецианские и генуэзские колонии на Черном море. Но итальянцы там осуществляли лишь руководство. Купечество было местное. В Венеции чиновник, управлявший черноморскими городами, носил титул «консул Хазарии», в Генуэзской республике для этого был создан особый орган, «Оффициум Хазарие». К сожалению, «хазарский фактор» не учитывается и обходится историками.

— А он сказывался?

— Еще как! Сказывался и на судьбах Орды, и на судьбах Руси. Ханы, не удовлетворявшие купеческую группировку, очень быстро лишались престола и жизни. Так было с Сартаком, Тохтой, Джанибеком. Взамен выдвигались те, кто проводил политику, угодную купцам и ростовщикам. Именно они стояли за Мамаем, нацеливали его к походу на Русь, финансировали. В ордынских смутах купцы понесли огромные убытки, чтобы компенсировать их, требовалось заново прижать нашу страну, требовалось побольше «живого товара», места откупщиков в русских городах, монополии на русские меха, воск и другие богатства. А когда Мамай проиграл, прежние покровители сами же убили его, переориентировались на победителя, Тохтамыша. Та же купеческая группировка спровоцировала войны Тохтамыша с властителем Средней Азии Тимуром Тамерланом. Хорезм ненавидел его, стремился сбросить его владычество и вернуться под власть Орды. Даже после того, как Тохтамыш несколько раз был разбит, теневые заправилы Сарая подталкивали его к новым нападениям – следовало сорвать планы Тамерлана, отвлечь от Ближнего Востока и Египта, где располагались главные мировые работорговые рынки. Что ж, хан выполнил заказ, но в результате Орда подверглась нашествию и полному разгрому. В общем, полезного сотрудничества Руси с татарскими ханами так и не сложилось. А ханская дружба и сотрудничество с «хазарами» привели Золотую Орду к гибели.

-Разделяете ли вы мнение, что уже в те времена всей международной политикой заправляли могущественные закулисные силы?

— Нет, транснациональная «мировая закулиса» сложилась гораздо позже, в конце XIX – начале XX в. Но в XV в. уже начали формироваться мощные банкирские и торговые кланы, и в некоторых странах их влияние было довольно значительным. Например, германских императоров Габсбургов финансировал банковский дом Фуггеров. Литовский великий князь Витовт в борьбе за власть опирался на еврейских ростовщиков. После победы расплатился с ними, предоставив огромнейшие права в Литве, фактически уравнял с дворянами. В Италии расцвел банковский дом Медичи, раскинул свои отделения и филиалы по разным государствам. Разумеется, эти круги старались направлять политику к собственным выгодам. И повсюду их проникновение шло отнюдь не на пользу народам и странам, куда они внедрялись. Банкиры и торгаши немало поспособствовали разложению католической церкви. А с другой стороны, они способствовали возникновению очагов ересей. Первые взрывы Реформации произошли как раз в конце XIV – XV веках: восстания лоллардов в Англии, страшные гуситские войны, обезлюдившие Чехию, залившие кровью Германию и Венгрию.

— Задели ли эти процессы Русь?

— Попытки отравить Православие были, причем настойчивые и неоднократные. При Дмитрии Донском через Псков проникла из Литвы ересь стригольников (стригольниками их прозвали из-за иудейского обряда «стричь» кое-что, совершать обрезание). При Иване III осуществилась вторая попытка, запустить на Русь ересь «жидовствующих». Сектанты достигли серьезных успехов, втянули в свои ряды видных сановников, занимавших первые места при дворе, сноху государя Елену Волошанку, его внука Дмитрия, протащили даже «своего» митрополита Зосиму. Но победить им все-таки не удалось, Господь уберег державу, враги Православия были раздавлены. Благодаря этому Русь смогла стать Россией, «Третьим Римом».

— Сейчас нередко можно услышать, что как раз строительство великой державы стало бедой для России. Дескать, все время лезли с «имперскими амбициями», нажили врагов по всему миру, напрасно расходовали ресурсы, губили воинов. А голландцы или шведы вовремя одумались, взялись устраивать собственные страны, поэтому живут куда лучше нашего.

— Это типичная точка зрения, тупо распространяемая либералами. Давайте разберемся, что значит «живут»? Жрут, пьют, трахаются, заключают однополые браки? Эдак можно сказать, что скотина живет еще лучше – она ведь тоже жрет, пьет, совокупляется, получает все, о чем она только может мечтать своим скотским разумением. Правильнее было бы выразиться «существуют». А жизнь человека невозможна без Бога, поскольку подразумевает и иную жизнь, вечную. Но до сих пор опорой Православия остается Россия. Расшатанной, прогнившей, но пока еще стоящей, в отличие от «благополучных» стран, скатившихся до животного уровня.

— Но если допустить гипотетически, что русские сохранили бы свою веру и жили потихонечку по своему разумению?

— А кто им позволил бы жить как хочется? Кто позволил бы сохранить веру? Атаковала-то не Россия! Постоянно атаковали ее! Сперва ее настойчиво пытались подмять и поработить Польша и Литва. Граница-то проходила сразу за Можайском, лишь при Иване III она стала сдвигаться на запад. Одолели поляков – нашлись новые враги. Раз за разом натравливали на русских турок, шведов. Вторгались французы, англичане, немцы… Выбор перед Россией стоял естественный и единственный: либо наращивать свои силы, бить врагов (а при этом и расширять территорию, бороться за зоны влияния в мире) либо разделить судьбу жителей колоний – американских индейцев, индусов, египтян, вьетнамцев, китайцев и др. Наконец, создание великой мировой империи – это были отнюдь не «амбиции», а миссия России. Миссия «Третьего Рима», возложенная Свыше. Разве допустимо зарывать таланты, которые тебе даны?

— И отдельному человеку, и государству?

— Совершенно верно. Но и крест, который тебе дан, бросать недопустимо. «Кто не берет свой креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф., 10,38) Бросаешь крест – превращаешься в словесное животное, как, к сожалению, и случилось в Западном мире. Именно это разделение произошло в эпоху, описанную в новой книге. Одна часть христиан отказалась от Креста, занялась земной наживой, другая приняла его. Ну а количеству врагов во всем мире удивляться не приходится. Об этом предупреждал Сам Господь: «Если мир вас ненавидит, знайте, Меня он прежде возненавидел» (Ин., 15, 18) «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спесется» (Матф., 10, 22).

Вел беседу Александр Захаров.

Презентация книги Валерия Шамбарова «Начало России» состоится в рамках выставки «Книги России» на ВВЦ (57-й павильон) 17-го марта в 14-00 на объединенном стенде издательства «Алгоритм» и интернет-магазина «Политкнига».

Источник