Военный блок «Саранск – Ереван»

Историческая наука по рецептам «знакомого голландца».

Все последние десятилетия на голову российских школьников, да и взрослых людей, льётся поток исторической и псевдоисторической информации. В сочетании с экспериментами в сфере образования, напоминающими большевистские изыски 1920-х годов, это привело к полной исторической дезориентации людей всех поколений.

Имея дело со школьниками в качестве репетитора по истории, автору не раз приходилось поражаться тому, чему же их учат в школах, зачастую престижных. Один абитуриент за три месяца до поступления в МГИМО от репетитора впервые услышал фамилии «Дзержинский» и «Будённый». А другой не хотел верить в то, что в Берлине течет река Шпрее, — почему-то это название казалось ему смешным. Но он поступил в МГИМО, и сейчас, наверно, представляет Россию за рубежом.

Другой, довольно способный парень, — когда мы изучали разгром Наполеона в 1812 году, и роль, которую сыграла в этом казачья конница, — ошарашил вопросом:

— А как же замечательные арабские всадники? Ведь Франция – это арабы.

С современной точки зрения он, в какой-то степени, прав. Но пришлось ему объяснять, что в 1812 году этнический состав французского государства заметно отличался от нынешнего.

Студенты третьего курса журфака МГУ нисколько не стесняясь, спрашивали: «А кому принадлежит Камчатка?» или: «Мордовия – это где?» В качестве шутки пришлось «разъяснить» барышне-студентке, что Камчатка принадлежит Белоруссии, а Мордовия – это бывшая союзная республика СССР, ныне независимое государство в Закавказье; но не сложились у Мордовии отношения с Азербайджаном и сейчас вырисовываются контуры военного блока «Саранск – Ереван». Объяснение было воспринято совершенно серьезно. Девушка села писать статью о Саранске, как о столице кавказского военно-политического альянса.

Но бывало и хуже. Сдаешь, например, в редакции вышестоящей начальнице текст о террористах под названием «Камикадзе на автомобилях» и слышишь вопрос:

— А при чем здесь грузины?

Затем безнадёжно интересуешься, где же начальство увидело грузин? Указующий перст направлен на слово «камикадзе», воспринятое как грузинская фамилия.

То, что средний уровень исторической эрудиции у нынешних поколений на несколько порядков ниже, чем пару десятилетий назад – медицинский факт. Сказались бесконечные открытия «белых пятен истории», и пресловутые «новые трактовки» исторических событий, когда сенсация и скандал ставились во главу угла, в качестве политической задачи.

О дикой, дремучей «теории Фоменко» даже говорить не приходится – давно утрачено уважение к элементарной точности, аккуратности и обоснованности аргументов.

Вот, например, выступает в телепередаче известный актер, рассказывает о своем отце, о его военном пути. И на всю страну клеймит писателя Ивана Стаднюка за книгу «Танки идут ромбом», которую на самом деле написал Анатолий Ананьев.

Или известное информагентство публикует фотографию времен Великой Отечественной войны с подписью: «Северо-Западный фронт. Гвардейская дивизия имени И.Панфилова в наступлении на Старо-Русском направлении». Указана и дата съемки – 1 августа 1941 года.

Но в августе 1941 года в Красной Армии просто не существовало гвардейских частей. Лишь 18 сентября Сталин подписал приказ о присвоении первым четырем стрелковым дивизиям звания гвардейских. Откуда же 1 августа взялась гвардейская дивизия? И что значит «имени И.Панфилова»? Очевидно, речь идет о 316-й стрелковой (затем 8-й гвардейской стрелковой дивизии), которой командовал полковник, затем генерал–майор Иван Панфилов. Но в июле – начале августе она еще формировалась в Казахстане, и на фронт прибыла в конце августа 1941 года. Командующий войсками Западного фронта Георгий Жуков отправил Верховному Главнокомандующему донесение о боевых действиях 316-й стрелковой дивизии и ходатайство о переименовании дивизии в гвардейскую лишь 16 ноября. Ходатайство было удовлетворено. И только 23 ноября дивизии в честь погибшего командира было присвоено название «Панфиловская».

Нетрудно представить, что произошло бы в том же информагентстве лет двадцать пять назад, допусти его сотрудники такое количество ляпсусов всего лишь в одной подписи под фотографией.

Подобные примеры можно приводить до бесконечности. Конечно же, сказались навязчивые идеологические споры, в которых к конкретным фактам было принято относиться как к булыжникам в идеологическом бою – «нате вам, сталинисты» или «нате вам, демократы». В баталиях не до точности. Но по-настоящему понять причину происходящего удалось, посмотрев несколько лет назад телепрограмму, посвященную преподаванию истории в школах. Для начала некая дама с неподражаемой простотой объяснила, каким должно быть историческое образование: ей «знакомый голландец», оказывается, объяснил, что в результате «человек должен быть в состоянии прочитать газету».

Мнение голландцев относительно строительства плотин, изготовления сыров и выращивания тюльпанов, безусловно, чрезвычайно авторитетно. Но вот, чтобы Голландия гуманитарными науками славилась… Вообще-то этот рецепт напоминает гитлеровскую программу организации обучения на «восточных территориях». «Недочеловекам» достаточно было четырех классов, понимания некоторых немецких команд и умения считать до ста. Особо продвинутые смогут даже газету прочитать.

В том, что проект всеобщего одичания успешно претворяется в жизнь, убедили присутствовавшие в телестудии авторы учебников по истории. Один из них рассказал о том, что на занятиях он предлагает детям представить себя членами Политбюро РСДРП, готовящимися в августе 1917 года к захвату власти. Если бы дети учились по многократно обруганным советским учебникам, они бы объяснили своему наставнику, что в 1917 году аббревиатуру РСДРП использовали социал-демократы, то есть меньшевики, а большевики добавляли к названию маленькую букву «б» в скобках, имевшую принципиальное значение. Ну, а такого органа, как Политбюро, в 1917 году просто не существовало.

Но все это могло произойти только при наличии самих авторов учебников, которые занимались идеологическими изысками и отработками полученных грантов, а не добросовестным изложением информации. Так что, пусть сначала ребенок узнает о том, что Октябрьская революция произошла в 1917 году, и лишь потом ломает себе голову над тем, положительным или отрицательным явлением в истории она была. Пусть сначала услышит фамилии Дзержинского и Буденного, а уже потом рассуждает об их роли в истории.

Николай Морозов

По материалам «Народного политолога»