Жениться можно, а пить нельзя

Лицам, не достигшим 21-летнего возраста, в России необходимо запретить продажу алкоголя. С таким предложением выступил главный нарколог России Евгений Брюн, сообщает деловой портал BFM.ru.

В настоящее время в России алкоголь разрешено продавать лицам, достигшим совершеннолетия, то есть 18 лет. Евгений Брюн считает, что в этом возрасте человек еще не способен самостоятельно принимать решения об употреблении алкоголя.

«По нашим исследованиям психического развития детей, подростков и молодежи биологическое совершеннолетие наступает в 21 год, — говорит он BFM.ru. — Во всех развитых и очень развитых странах гражданское совершеннолетие тоже наступает в 21 год, а в России до революции оно тоже наступало в 21 год. Русский подросток мог жениться, иметь детей, но он подчинялся отцу, по всем законам он был несовершеннолетним до 21 года».

По данным Всемирной организации здравоохранения, в России и странах СНГ алкоголизм является причиной смерти каждого пятого. Это является самым высоким показателем в мире. По данным Минздрава, количество детей в возрасте до 18 лет, употребляющих алкоголь, в начале 1990-х составляло примерно 6,3 тысячи человек, к 2007 году выросло до 20 тысяч, и с каждым годом продолжает увеличиваться.

Предложения об увеличении возрастного ценза при продаже алкоголя в России озвучивались неоднократно. В 2009 году эта мера стала самой популярной в рамках борьбы с алкоголизмом.

За увеличение возрастного ценза при продаже алкоголя выступили 63% опрошенных ВЦИОМом. В феврале 2009 года законопроект был внесен в Госдуму депутатом Антоном Беляковым. Он тоже аргументировал свое предложение тем, что 18-летний человек не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя, а средний возраст начала употребления алкоголя в России — 14 лет.

В марте прошлого года с аналогичным заявлением выступил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Подобные предложения также вносились и членами Совета Федерации, и Общественной палатой. Но правительство всегда давало отрицательные отзывы, рассказал BFM.ru руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

«Правовики всегда были против, поскольку с 18 лет наступает совершеннолетие. И люди могут совершать сделки, вступать в брак, приобретать и отчуждать имущество, могут выбирать и быть избранными. Поэтому они считают, что права людей не стоит ограничивать такими нормами», — говорит он.

При этом сами производители алкоголя ранее убеждали BFM.ru, что эта норма не будет реализована никогда.

Однако Евгений Брюн настроен решительно. «Наши разговоры по поводу пива, и Геннадий Григорьевич [Онищенко] тоже всегда об этом говорил, увенчались успехом. Мы постепенно будем об этом говорить, и когда-нибудь мы пробьем эту стену», — говорит Брюн BFM.ru.

Напомним, согласно закону от июля 2011 года, пиво приравнено к алкоголю: это значит, что на него распространяется запрет на ночную продажу, а также продажу в ларьках и палатках с 1 января 2013 года.

По экспертным оценкам, если возрастной ценз все же будет увеличен, то это коснется примерно 15% потребителей алкоголя России. Это означало бы сокращение числа потребителей и рост цен на алкоголь для «легальной аудитории». Евгений Брюн считает, что это положительный момент: «значит, алкоголь будет более качественный, меньше будут пить в России. Это скандинавский опыт, он себя оправдывает», — говорит он BFM.ru.

На тему проблемы алкоголизации населения страны сказано достаточно. Мы не станем оригинальными, если скажем, что основной её источник кроется, всё же, в высокой социальной неустроенности наших людей. Усугубляет положение отсутствие достаточной культуры пития спиртных напитков. Нельзя упустить из виду и культивируемую производителями алкогольной продукции моду на пиво, например.

Традиционная непоследовательность нашей власти к соблюдению законов даёт основание на скептическое отношение к положительным результатам предлагаемых мер. При этом, мы знаем, что горбачёвский "сухой закон" лишь подстегнул потребление алкогольной продукции в СССР. Есть ли у кого-то сомнения в том, что жизненная энергия молодости найдет путь к ставшим заветными напиткам? Запретительные меры, конечно, возможны и полезны, но ставить их в основание борьбы с зелёным змеем – далеко не самый эффективный способ. Может быть, всё же пойти по более трудному, но дающему более надёжные результаты? Пропаганда способна на очень многое, но это должна быть серьёзная массированная кампания, причём, без ограничения срока давности, а главное затрагивать все слои общества. Нужно изменить само отношение к алкоголю.

Несколько по другому поводу «Российская газета» на днях привела пример Швейцарии, «где после Второй мировой войны возникли схожие проблемы. Молодежь стала пить больше, что грозило ростом преступности. За решение проблемы взялись ученые. Они предложили… развивать горные лыжи. Мол, человек, регулярно слетающий с горы, пьет намного меньше, поскольку ему нужен хороший вестибулярный аппарат. С подачи ученых Швейцария ввела на горнолыжных трассах специальные школьные дни, когда детей пускали кататься бесплатно. Занятий в школах в тот день не было. Классы организованно выезжали в горы. Плюс власти и общество делали все, чтобы горные лыжи стали доступными для каждого и в остальное время.

В итоге за несколько лет народ буквально подсадили на горные лыжи. Эффект достигнут: молодежь отвернулась от бутылки. И дети оказались трезвы, и виноградники целы».

Также состоит обратить внимание на устранение социальных дисбалансов общества. Это и трудный, и ресурсоёмкий путь. Но что может быть важнее здоровья нации – и нравственного, и физического?

Народный обозреватель