Александр Тутов: «Казаки и поморы – от одного корня»

Почему Ермак «встречь солнцу» пошёл…

Донские казаки считают покорителя Сибири Ермака выходцем с Дона, уральцы – своим земляком, волгари «прописывают» его на великой русской реке. А жители Подвинья уверены, что атаман родом из их мест. Примерно так семь греческих городов оспаривали право называться родиной Гомера, а многие города Средней Азии и поныне считают своим уроженцем Ходжу Насреддина.

Архангельский писатель, руководитель регионального отделения «Народного Собора» областной атаман отделения Союза казаков России Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов беседуют о проекте «Родина Ермака».

Анатолий Беднов:— В красноборском селе Шеломя создается туристический центр. Теперь эти места для туристов – отчина Ермака. А двадцать шестое октября, день взятия столицы Сибирского ханства провозглашен Днем Сибири. К сожалению, он не отмечается на государственном уровне…

Александр Тутов:— Ермак дорог не только казакам и сибирякам, но и жителям Русского Севера. Уже почти никто не спорит, что большая часть Сибири освоена выходцами отсюда, среди которых были такие выдающиеся землепроходцы и мореплаватели как Дежнёв, Хабаров, Атласов, Пянда и другие. Они были и казаками, и поморами – здесь нет противоречия.

У меня вышло несколько научных статей на эту тему в научных сборниках и журналах. Суть в том, что во время гонений, которые были организованы московскими князьями против новгородцев и двинян, потомков ушкуйников (а большинство ушкуйников – это не новгородцы, а двиняне и хлыновцы), многие из них ушли на юг. Они основывали станицы на Дону и на Тереке. Многие ходили вниз по Волге, как впоследствии и Ермак.

Другим направлением походов был путь «встречь солнцу», в Сибирь. Вот почему они хорошо знали эти дороги, владели картографией, вот почему Ермак пошёл в Сибирь, при этом большая часть его дружины были выходцами или потомками выходцев из Поморья. И одновременно были казаками. Они умели общаться с местными племенами, поэтому остяки, вогулы и другие народы так быстро перешли на сторону Ермака. Ведь они уже соприкасались с русскими и знали, что русские – не жестокое племя. Фактически война велась против одного Кучума, который, хоть и пытался собрать ополчение, но оно быстро перешло на сторону Ермака и стало помогать ему, пусть и не военной силой, но проводниками, едой. Потому и продвижение Ермака шло успешно.

А.Б.:— О том, что Ермак родился или, по крайней мере, жил в Подвинье, писал известный архангельский историк Владимир Булатов, приводя в доказательство отрывки из летописей.

А.Т.:— Вслед за его публикациями тема Ермака стала всё чаще звучать на Севере, в частности, в Красноборском районе. Особенно после того, как мы организовали несколько экспедиций в места, где Ермак стоял станом, когда Строгановы снаряжали его в Сибирь.

Там много названий, связанных с пребыванием Ермака: Ермаков колодец, Ермаков ручей, Ермакова лестница, деревня Ермачиха. И сейчас там разрабатывают маршрут «Тропа Ермака». Мы уже давно работаем с Михаилом Ожеговым, который одновременно занимается в селе Шеломя над созданием «Резиденции белого гриба», так как район богат грибами. Строятся гостевые домики, прокладываются туристические маршруты.

А.Б.:— Виноградовский район, где находится старинное село Борок, тоже претендует на звание «Родины Ермака»…

А.Т.:— Красноборцы активно «перетаскивают» этот бренд к себе, просто потому, что они более активны. Виноградовцы свой бренд «Борок – родина Ермака» слабо раскручивают. Сложность и в том, что виноградовский Борок неудачно расположен: нет нормальных дорог; чтобы попасть туда, надо переправляться через Двину.

А.Б.:— Но ведь есть иные версии происхождения Ермака – донская, пермская и другие, у них свои факты и аргументы…

А.Т.:— Если даже всё это объединить, то получается, что Ермаку Север все равно близок. Зачем было Строгановым приглашать совершенно неизвестного казака, чтобы идти в Сибирь, где казаки не бывали – они совершали походы на Черное море, в Крым. Но между походами против Крымского и Сибирского ханств разница очень большая. Крымские татары в Бахчисарае и сибирские татары в Кашлыке – это совершенно разные народы. И воевать с ними надо было по-разному. А Ермак хорошо знал Север.

А.Б.:— А человек, знающий Север, в Сибири не пропадет.

А.Т.:— Попробуйте-ка, например, москвича, забросить в тайгу в июле, когда свирепствует гнус. Он не выживет. А Ермак и его люди не только выжили, но и победили в войне с Кучумом.

А.Б.:— Ермака часто сравнивают с конкистадорами.

А.Т.:— Да, сходство с такими фигурами, как Кортес, Писарро, Бальбоа есть. Но, в отличие от завоевателей Америки, Ермак не уничтожал местное население. Можно сказать, благодаря Ермаку и его последователям сибирские народы и сохранились. При этом часть сибирских татар были союзниками русского царя до прихода Кучума, который их уничтожал.

А.Б.:— Та же судьба ожидала бы и другие сибирские племена, которые были лояльны московскому царю. Если бы не Ермак, избавивший их от деспотической власти Кучума.

А.Т.:— Надо брать пример с Ермака, как в его героизме, так и в умении обращаться с другими народами. Это национальный герой, которого местные сибирские племена даже обожествляли, складывали о нем легенды. Не зря многие семьи в Сибири носят северные фамилии. Хотелось бы, чтобы администрации Виноградовского, Красноборского и других районов поднимали эти фигуры на пьедестал, помогая развитию туризма в области. Для этого нужны места проживания, маршруты, выставки, инсценировки. Можно было бы, например, разыграть сражение казаков Ермака с Кучумом.

Дни Ермака раньше проводились в Виноградовском и Верхнетоемском районах, а с этого года будут проходить и в Красноборском. Он станет местом встречи казаков и всех патриотически настроенных людей. Ведь казачество – неотъемлемая часть истории Севера. Еще в XVIвеке казаки защищали от шведов Соловецкий монастырь.

У меня есть такая версия: когда Новгород пал, часть народа ушла на юг и стала казаками, а часть ушла на север и стала поморами. Потому что эти люди очень близки по духу. Просто одни более спокойные, привыкшие к тяжелым условиям Севера (голод, суровый климат), а другие испытывают тягу к риску. Не зря наш писатель Владимир Личутин сказал, что казаки и поморы – соль русского народа.

А.Б.:— Многое роднит их с сибиряками, так как Сибирь осваивали казаки и поморы. Даже названия ветров на Байкале, Лене, Колыме те же, что и в Поморье: сиверко, шелоник, всток.

А.Т.:— На Дону тоже много похожих названий, у меня даже статья на эту тему есть. Еще в XIXвеке историки подтверждали, что есть немало схожих слов у жителей Архангельской губернии и донских казаков. Географические названия, постройка домов, многие традиции совпадают. Это не может быть случайностью. Те же былины записывали в Архангельской, Олонецкой губерниях (современная Карелия) и на Дону. И эти былины очень похожи.

Надеюсь, что получит поддержку еще один проект. Мы в свое время с Игорем Ждановым, Еленой Шнайдер, Валерией Жгилевой снимали фильм о родине Ермака. На основе частично старых материалов, но с новыми съемками планируется снять новый фильм о Ермаке с инсценировками сражений, которыми займутся представители клубов исторической реконструкции. Режиссером будет Елена Шнайдер, я – автор сценария и постановщик батальных сцен. Считаю, что наша область имеет право использовать фигуру Ермака для патриотического воспитания молодежи и развития туризма.

А.Б.:— Так все-таки, откуда родом Ермак Тимофеевич?

А.Т.:— Скорее всего, Ермак – донской казак, чьи предки, по-видимому, выходцы с нашей территории.