Аспирин против пневмонии

Что происходит под вывеской «молодёжной политики».

Как известно, всякое заболевание нужно лечить специально назначенными лекарствами, адекватными течению болезни. Как нельзя лечить воспаление лёгких или грипп одним только аспирином, так и при лёгкой простуде нет смысла сразу же принимать антибиотики. Такое сравнение с медициной часто напрашивается при взгляде на процессы, происходящие в сфере молодёжной политики: кажется, что пытаются лечить пневмонию аспирином.

Если спросить любого молодого жителя Ивановской области, какие ассоциации вызывает у него словосочетание «молодёжная политика», он, скорее всего, вспомнит немногое: местный комитет по делам молодёжи и участие нашего города в конкурсе «Молодёжная столица Европы». Более «продвинутые» расскажут о форуме талантливой молодёжи Ивановской области «Олимп», об участии ивановских ребят в общероссийском форуме «Селигер», о молодёжных движениях «Новый рубеж», «Молодая гвардия Единой России», «Сталь» и «Наши» (последнее недавно официально прекратило свое существование). Некоторые упомянут другие молодёжные объединения, действующие в конкретных школах или районах области, расскажут, что есть у нас Молодёжное правительство, Молодёжная дума, а ещё и Молодёжная палата имеется. Назовут и некоторые военно-патриотические клубы и волонтёрские организации.

Немногие добавят к сказанному, что есть-де у нас конкурс в поддержку талантливой молодёжи «Большие надежды». Ещё назовут перечень конкретных мероприятий спортивного или культурного характера, покажут какие-либо документы, в которых можно найти много красивых слов о поддержке молодёжи, создании подходящих условий для ее всестороннего развития…

Всё это трудно даже приблизительно назвать молодёжной политикой. Чтобы понимать, какой молодёжная политика должна быть на самом деле, стоит вспомнить, с одной стороны, опыт советского периода нашей истории. С другой стороны, необходимо чётко и ясно представлять себе основные проблемы, которые стоят сегодня перед страной, перед Ивановской областью, перед конкретными городами и районами, и, конечно, перед любым молодым человеком.

Итак, что представляла собой советская модель молодёжной политики? Она состояла из двух основных стратегических направлений – идеологического и социально-экономического. Идеологическое направление обеспечивалось пионерской и комсомольской организациями, которые, занимались не только воспитанием будущих «строителей коммунизма». Велась широкая пропаганда патриотизма, гордости за страну, доказывалась ведущая роль молодёжи в крупнейших событиях отечественной истории – начиная от победы в Великой Отечественной войне и заканчивая строительством БАМа. Прививалось чувство ответственности и причастности к происходящему в стране. Всячески поощрялась любая конструктивная инициатива – от участия в общественной и культурной жизни до предложений по рационализации производственного процесса на заводах и фабриках. Таким образом, велась целенаправленная, системная пропаганда, направленная на воспитание достойных граждан не просто страны, а ведущей мировой державы.

Социально-экономическое направление молодёжной политики разрабатывалось, исходя из одновременного соблюдения интересов государства и самой молодёжи. Стоит вспомнить систему планирования при подготовке и распределении по месту работы молодых специалистов, их поддержку на местах, куда они были направлены работать по окончании обучения. Вспомнить о предоставлении жилья, достаточно высокой заработной платы, возможностей для культурного проведения досуга, о создании комфортных условий для работы и повседневной жизни. Поддерживая молодёжь, государство заботилось о соблюдении интересов страны в каждом городе и поселке. Конечно, далеко не везде могли поддерживать молодёжь сразу в полном объеме, но, что важно, для достижения этой цели везде прикладывали максимальные усилия.

Советскому человеку трудно было представить, что такое безработица и неуверенность в завтрашнем дне. Он не мог в самом страшном кошмаре вообразить себе отсутствие преподавателей многих предметов в местной школе или квалифицированных врачей в центральной районной больнице. Никто никогда не говорил молодёжи, что на работу можно устроиться только «с опытом».

Конечно, такая привычка сыграла и негативную роль. Люди, которые в 1980-е годы кричали: «мы ждём перемен», и подумать не могли о том, что может не только не стать лучше, но можно потерять и многое из того, что было само собой разумеющимся.

Естественно, были и издержки. Часто не было возможности остаться работать в своем родном городе, приходилось ехать на работу по распределению за тридевять земель, в национальные окраины, которые в одночасье стали независимыми странами. Приходилось терпеть дефицит и другие неудобства. Тем не менее, никто не голодал, не терял работу, не ложился спать с мыслью, на какие средства завтра будет выживать его семья.

Теперь мы видим старение населения, нехватку квалифицированных специалистов ряда профессий при избытке других, полное отсутствие государственного регулирования высшего образования (разве что каждый год урезают число бюджетных мест в вузах). Распространение получили безработица, особенно среди молодёжи, невозможность устроиться по специальности, отказ в приеме на работу без опыта, заработная плата, на которую не то, что жить – существовать невозможно. Внутренняя и внешняя миграция, вызванная социально-экономическими причинами, приводит к тому, что молодёжь из районов уезжает в большие города, оттуда, в свою очередь, в столицы – Москву и Санкт-Петербург. Многие отправляются искать лучшей доли за границей. Едут туда как раз высококвалифицированные научные кадры, а также другие специалисты, имеющие высшее образование и высокую квалификацию. Кто-то из них покидает Родину из-за материальных соображений, а многие, особенно связанные с наукой, из-за невозможности осуществлять свою исследовательскую деятельность в России.

Население Ивановской области в 1989 году составляло более 1300000 человек. По данным Всероссийской переписи населения, на 1 января 2012 года в области проживало 1054040 человек. За годы «реформ» население региона сократилось почти на треть.

Возникает цепная реакция: молодёжь из-за отсутствия минимально необходимых условий для жизни и работы не желает возвращаться туда, где родилась и училась. В результате, на местах, особенно в райцентрах и сельской местности ощущается недостаток квалифицированных кадров, причем не только в образовании, медицине, культуре или спорте, но и в промышленном и сельскохозяйственном производстве.

Ситуация постоянно усугубляется, условия ухудшаются, и другие молодые люди имеют ещё меньше желания после окончания вуза ехать в родные края. А без инженерно-технического, агрономического или ветеринарного персонала не могут работать в районах ни промышленные, ни сельскохозяйственные предприятия. В районах снижается собственная налоговая база; в итоге местные администрации с трудом могут выделить самые минимальные средства на социальную сферу и благоустройство. И этот порочный круг начинает продолжает вращаться…

Другая острейшая проблема – демографическая. Мало нам внутренней миграции по направлению к самым большим городам страны и миграции за рубеж. Острой проблемой становится массовая миграция низкоквалифицированной, этнически и культурно чуждой коренному населению, часто агрессивно настроенной молодежи с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии, и в меньшей степени – из дальнего зарубежья. Это усугубляет проблему безработицы, криминогенную обстановку, провоцирует экстремизм и межнациональные конфликты.

Параллельно с этим происходит снижение рождаемости, старение населения, рост числа разводов, абортов, ухудшение здоровья, в том числе репродуктивного; развиваются алкоголизм, наркомания, преступность. Между тем, принимаемых на государственном и региональном уровне мер для повышения рождаемости и поддержки молодой семьи явно недостаточно, хотя сам факт того, что такие действия уже предпринимаются, заслуживает внимания и одобрения.

Печальный пример: в городе Пучеж в 1979 году проживало 12900 человек, в 2012 году – 8159 . Большую часть населения составляют пенсионеры. Через 15-20 лет город рискует превратиться в деревню.

Помимо социально-экономических проблем, острейшим образом стоит проблема идеологическая. В последнее время с высоких трибун всё чаще можно услышать слова о «патриотическом воспитании молодёжи». При этом мало кто задается вопросом, возможно ли в принципе реализовать такие идеи, когда в стране отсутствует официальная государственная идеология, которая могла бы объединить почти всех граждан. Мало того, статья 13 Конституции прямо запрещает в России наличие какой-либо государственной идеологии. При таком положении дел, ни о каком реальном, системном патриотическом воспитании речи идти не может.

При этом в сложившемся идеологическом и ценностном вакууме непрерывно идут негативные процессы. Распространяются космополитизм и другие либеральные «ценности», культ потребления, фальсификация истории, отказ от ценностей традиционного общества. Всё это в совокупности приводит к появлению и росту прослойки молодых «Иванов, не помнящих родства». Они заинтересованы только в материальном благополучии и удовлетворении других довольно низменных потребностей.

Отголоски этого паразитического мировоззрения можно увидеть и у нормальной, конструктивно настроенной молодёжи. Это ряд стереотипов, связанных с высокими стандартами потребления, понятиями «престижа» и т.п. При этом ориентиром выступает так называемая «золотая молодёжь» – дети высокопоставленных политиков, крупнейших предпринимателей и «звёзд» экрана.

Немаловажно учитывать и сложившиеся в молодёжной среде понятия о престижности определенных профессий, места жительства, о критериях жизненного успеха. Главным критерием «успешности» является уровень денежных доходов. Но при этом молодой юрист или экономист, выбравший такую специальность из соображений престижа и под влиянием слухов о колоссальных доходах, может в реальности зарабатывать меньше квалифицированного рабочего. Но рабочим быть сегодня не престижно, какой бы доход он не получал в реальном секторе экономики.

Точно так же «не престижно» возвращаться после окончания вуза из регионального центра в свой родной район, особенно в сельскую местность. «Не престижно это, так только неудачники поступают» – именно так полагают многие сегодня.

Между тем, в родных местах можно найти работу по специальности, рядом будут жить родственники, которые при надобности поддержат. К учителям, врачам, специалистам сельского хозяйства в районах ещё сохранилось уважение, в отличие от большого города. И тот факт, что зарплата здесь будет меньше, не должен никого смущать – «сверхдоходы» большого города нивелируются расходами на съемное жильё, проезд, «престижные» вещи и развлечения и т.д. Единственный неоспоримый минус такой ситуации – значительно меньший жизненный комфорт. На «малой Родине» молодёжи мешает отсутствие минимально необходимой инфраструктуры: часто нет газа, интернета и привычных в городе развлечений, плохие дороги, низкий уровень медицинского и социального обслуживания, мало сверстников.

Последний важнейший фактор, который следует учитывать, говоря о молодёжной политике – различные интересы, проблемы и потребности у разных возрастных групп молодёжи, решением которых никто не занимается. Так, для старших школьников 14-17 лет основной проблемой является окончание школы, успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз. Вокруг ЕГЭ с самого его появления в России идут ожесточенные споры, но практика показала, что в нынешних условиях эта система себя не оправдывает. Те цели, которые преследовались, нивелированы реальной практикой.

Пока мы видим, что абитуриенты из северокавказских республик получают 100 баллов по русскому языку, а при заполнении заявления не могут двух слов связать по-русски. Мы видим, что «свои да наши» всё равно могут поступить на нужную специальность. Все знают, что количество бюджетных мест в вузах неуклонно снижается, а число коммерческих растет. Хотя бы из-за этих факторов (а есть и другие) невозможно, даже преступно говорить о полезности и правильности этого нововведения. Нельзя забывать и о колоссальном стрессе, который вызывает ЕГЭ у подростков, об огромных расходах на репетиторов (а в ряде регионов – и на взятки).

Другая возрастная категория – молодёжь от 18 до 23 лет. Она в основном представлена студентами высших и средне-специальных учебных заведений и недавними их выпускниками. У них проблемы совершенно иные, чем у старшеклассников. Большинство студентов сталкивается с проблемами при проведении досуга, часто не имеет возможностей заниматься спортом, участвовать в общественной жизни. Эти проблемы частично решаются, но в недостаточном объеме. Кроме того, существуют серьёзные трудности при поиске работы, которую можно совместить с учебой, поскольку материальное положение у всех разное, на стипендию, в отличие от советских времён, прожить невозможно, а многим и за обучение приходится платить. Особняком стоят проблемы иногородних студентов, живущих в общежитиях.

Студенты старших курсов и выпускники повсеместно сталкиваются с проблемами при устройстве на работу: либо невозможно устроиться по специальности, либо невозможно трудоустройство без опыта. Предлагаемая зарплата часто оставляет желать лучшего. Между тем, именно в этом возрасте многие начинают создавать семьи, рожают детей и сталкиваются не только с необходимостью увеличения доходов, но и с жилищной проблемой, которую предлагаемыми сегодня механизмами – например, ипотечным кредитованием – в реальности решить невозможно.

Молодёжь в возрасте от 23 до 30 лет испытывает не только проблемы с жильём и трудоустройством; к ним прибавляются новые. Одним из самых острых остается вопрос о трудоустройстве молодых женщин, имеющих детей. Им отказывают в приеме на работу под всяческими надуманными предлогами, существенные трудности вызывают и попытки устройства ребенка в детский сад, — а без этого многие женщины не могут вообще думать о работе. Вряд ли в таких условиях даже немногие согласятся иметь более двух детей в семье.

Даже поверхностная оценка ситуации, сравнение её с ситуацией в СССР, анализ основных проблем молодежи свидетельствует об одном: всё, что сегодня принято называть молодёжной политикой – это, по существу, лечение пневмонии или гриппа аспирином.

Да, всё это, быть может, и снимает сиюминутные симптомы (и то не всегда). Тот факт, что мы имеем дело не с «обычной простудой», налицо: больному очень тяжко. И если немедленно не приступить к диагностике и квалифицированному лечению, то всё это может привести к тяжёлым осложнениям.

Вывод только один: государству необходима системная, масштабная, единая для всей страны, понятная каждому молодёжная политика. Такая политика, наряду с развитием инфраструктуры районов, может и должна стать краеугольным камнем всей внутренней политики государства.

Евгений Леонов,

координатор по работе с отделениями молодёжного движения «Новый Рубеж» в Ивановской области