Государственная политика в России повернулась лицом к культуре

Людмила Кешева

Еще недавно Министерство культуры России поддерживало на государственном уровне (в том числе и госпремиями) аморальные вещи. Самый яркий тому пример, Национальная премия «Инновация» в размере 400 000 тыс. рублей в 2011 году за лучшее произведение визуального искусства получила группа «Война» (премия "Инновация", учреждена Министерством культуры России и Государственным Центром Современного Искусства, существует с 2005 года). Напомню, что на Литейном мосту в Санкт-Петербурге в ночь на 15 июня 2010 года был нарисован 60-метровый фаллос, а когда мост развели, он поднялся перед окнами местного управления ФСБ. Состав жюри этой премии увековечил себя в истории российской культуры благодаря Марату Гельману, который стоял за проектом группы «Война». Очень хорошо помню, как возмущались вручению этой государственной премии авторитетные люди искусства и культуры, как у нас в России, так и за рубежом.

Сейчас государственная политика в области культуры изменилась. Появился проект Основ государственной культурной политики, подготовленный рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым. Этот документ выносился на общественное обсуждение с мая по сентябрь 2014 года. Обновленный вариант документа "Основы государственной культурной политики" будет готов уже в ноябре месяце. Он установит позитивное направление в российской культуре. Не будут ничего запрещать, но и не будут поддерживать аморальные вещи.

По мнению авторов проекта, «культура важнее экономики, обороны и системы управления, потому что без культуры не будет ни того, ни другого, ни третьего. А при должной духовно-нравственной мотивации все сферы нашей жизни развиваются качественно эффективнее. Основным содержанием государственной культурной политики должно быть формирование полноценного человека — гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в условиях современного инновационного развития. А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну».

Цель государственной культурной политики — духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры. Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности. В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества. Это, прежде всего, честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда.

На пороге принятия и подписания президентом России "Основ государственной культурной политики ", Союз кинематографистов России 5 ноября в Москве в конференц-зале Дома кино утвердил Этическую Хартию кинематографистов, которая станет рекомендательным актом для всех деятелей отечественной киноиндустрии. Хартия представляет собой свод "базовых моральных и нравственных" принципов, которыми должны руководствоваться в своей работе кинематографисты. В ней, в частности, подчеркивается, что "свобода творчества неотделима от ответственности художника, от осознания им своего морального и гражданского долга".

Авторы документа берут на себя обязательства "не подвергать исторические факты и биографии известных личностей субъективным и конъюнктурным искажениям" и "не противопоставлять зрелищность фильмов их духовному наполнению". В Хартии также содержится призыв отказаться от пропаганды насилия, агрессии, употребления алкоголя, табака и наркотиков, а также руководствоваться высшими этическими и эстетическими идеалами.

Народный артист России Николай Бурляев так прокомментировал итоги заседания Секретариата Союза кинематографистов России: «Этическая хартия Союза кинематографистов являет собой вовремя созревший документ. В этом заявлении выражено желание деятелей культуры, работающих в позитивном русле, чтобы наши грядущие поколения росли нормальными и красивыми людьми, а не извращенцами, у которых перепутаны все понятия об этике, достоинстве и чести. Кто желает жить по законам наших предков, тот не останется без поддержки государства. Но кто выйдет за рамки этических норм, тот пускай сам пробивается под забором».

Возможно подобную Этическую хартию не мешало бы создать Союзам художников и театральных деятелей России. Ведь речь здесь идет в первую очередь о морали, а не о цензуре. Наличие Этической хартии для творческих союзов, может стать для государства своего рода ориентиром в поддержки творческих коллективов. И нам в дальнейшем не придется краснеть перед всем миром за присуждение государственных премий сомнительным проектам.

Источник