Повесть о Петре и Февронии Муромских

К Дню семьи, любви и верности

В жизни любого человека отношения с противоположным полом являются одними из важнейших составляющих его существования. Но вот вопрос: когда «огонь любви» коснётся вас, как понять, точно ли это настоящее чувство? Та ли это любовь, которая сможет поддерживать супружество всю жизнь? А может быть это лишь ветреное увлечение? Слово «любовь» используется для описания совершенно разных вещей – от спокойной преданности до «страсти с первого взгляда»…

К сожалению, нет простой формулы, чтобы получить ответ на эти вопросы. Но примерно представляя себе, чего вы хотите от «любви», и, имея перед собой примеры отношений, достойные подражания, можно более-менее уверенно строить отношения, не уподобляясь бабочкам, летящим от свечки к свечке.

В 2008 году, в качестве некой альтернативы празднику всех влюблённых — дню Св. Валентина, 8 июля в России был объявлен «днем семьи, любви и верности». Дата выбрана не случайно: уже не первый век Православной церковью в этот день отмечается память св. Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. Но если спросить людей на улице, кто такие Петр и Феврония, какое они имеют отношение к «теме» праздника и т.п. – как минимум 90% населения не сможет дать внятного ответа на этот вопрос.

А разобраться весьма любопытно, тем более, что это не только расширяет наше представление о русской культуре, но и просто является отличным примером отношений мужчины и женщины, мужа и жены.

Вначале немного истории.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» создана, по всей видимости, в XV веке.

В ней рассказывается история любви простой девушки – дочери бортника-древолаза и муромского князя.

Я читал, что в поздних списках «Повести» (а она была весьма любима на Руси и многократно переписывалась) есть и ссылки на устные предания о деве Февронии из села Ласково Рязанской области. В самом же Муроме существовал древний белокаменный собор Воздвижения, где князь Петр нашёл Агриков меч, и Феврония жила монахиней, вышивая чудесный покров. В XVIIвеке на его месте была построена церковь того же названия.

На Оке и сейчас существуют те Премиловские горы, где по преданию остановились на ночлег изгнанные боярами Петр и Феврония, а остатки лесов на этих горах – «потомки» тех деревьев, которые выросли из веток по благословению Февронии.

Вообще, Муром исстари славился легендами – взять хотя бы песни об Илье Муромце. Но сказание о Петре и Февронии более поэтично, возвышено. Здесь нет войны, это повесть о верной любви двух людей, которых не в силах разлучить ни злые люди, ни сама смерть. Это – песня о победе доброты и любви над коварством и злом. Тема любви, отношений мужчины и женщины более чем актуальна в настоящее время, когда из-за духовного кризиса в обществе так расплодились абсолютно противоестественные и губительные «ереси» вроде гомосексуализма. Но даже беглое прочтение «Повести» ясно показывает нам, как прекрасна настоящая человеческая любовь, насколько она возвышает человека.

Одно простое прикосновение Февронии к вещи делает её чудесной – хлебная закваска делается целительной мазью, крошки хлеба в её руке превращаются в зёрна ладана, срубленные ветки по её слову вырастают в раскидистые деревья… Она не сказочная волшебница – внутренняя крепость и теплота позволяют ей свершать эти поступки. Она исполнена любви ко всему живому, к животным и растениям. Её внутреннее душевное спокойствие, «тишину» не способны возмутить ни обман суженого, ни наветы бояр, ни изгнание. Духовная цельность и сила христианского духа – вот основополагающий столп личности, делающий его непотопляемым перед опасностями внешнего мира. И в итоге происходит победа добра над злом. Зло само губит себя – змий сам выдаёт тайну своей смерти, нарушивший своё слово князь – вторично заболевает, а бояре, выжившие Петра и Февронию, из города сами себя истребляют в междоусобице за власть…

Не к такой ли крепости духа и наличию твёрдых принципов следует стремиться нам, людям XXIвека, чтобы не превратиться в очерствевших эгоистичных потребителей, озабоченных лишь низменными страстями?

Характерен стиль изложения повести – это своего рода эволюция, где события, сменяющие друг друга, являются закономерным результатом свершённого действия. Автор не морализирует, он просто показывает. И одна зримо ясная сцена сменяет другую.

Как и в большинстве старинных произведений, в повести огромное значение имеют жесты, зачастую исполненные двойного смысла: и бытового обыденного, и символического. К примеру, поленце измеряют пядью, крохи хлеба собирают в руку, нить наматывают на иглу, а оборванная нить – знак конца жизни…Читатели того времени понимали эту символику, и содержание повести раскрывалось для них глубже, нежели простое повествование.

Вообще, «Повесть» весьма близка изобразительному искусству того времени, в котором зачастую ощущается та же душевная умиротворённость и покой, где простота изображения лишь подчёркивает мастерство художника.

Скупая выразительность жеста лишь усиливает многообразие переживаний действующих лиц, символика углубляет содержание.

Если сопоставить «Повесть» с произведениями западноевропейской литературы, то много общего у неё с повестью о рыцаре Тристане и королеве Изольде…

А великий композитор Н.А. Римский-Корсаков в основу оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» положил сюжет «Повести», соединив муромскую и китежскую легенды.

В разное время высказывалось немало предположений о том, кто есть кто из персонажей «Повести». Например, что под именем князя Петра надо подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего в Муроме в начале XIIIвека. Но существует и другое мнение – прототип Петра – это Муромский князь Пётр, живший в начале XIVвека. Кто знает…

И хотя в повести о Петре и Февронии нет абсолютно никаких указаний на действительных исторических прототипов её героев, всё равно она остаётся замечательным памятником русской литературы, обаяние которой притягивает нас и сейчас.

Главная же польза от прочтения Повести состоит в том, что её персонажи дают нам отличный пример супружеских отношений, помогают в формировании нравственных идеалов, без которых человек подобен соломинке в бурном море.

А также открывают новую страничку в познании нашей родины…

Светозар Коленеко

Специально для «Народного Собора»