Правительство запустило схему «сквозного финансирования»

ВТБ до весны продержит полученные из фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 млрд рублей в ОФЗ, а затем вложит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Правительство запустило схему «сквозного финансирования»

Минфин и Минэкономразвития начали обсуждать, как помочь и банкам, и компаниям одной и той же суммой, осенью прошлого года. Стоимость проектов, претендующих на деньги ФНБ, превысила лимит, выделенный на инфраструктурные инвестиции, а одновременно обострилась потребность банков в докапитализации. Получается, что одной и той же суммой можно пополнить капитал банков и профинансировать инфраструктуру, получив мультипликативный эффект для всей экономики, объясняли чиновники финансово-экономического блока.

Первым за помощью из ФНБ обратился ВТБ, запросивший 250 млрд руб. Из них 100 млрд руб. были выделены 30 декабря прошлого года. Деньги размещены на субординированном депозите по ставке инфляция плюс 1% на 30 лет. Это первый транш, напоминает представитель ВТБ, еще 150 млрд руб. ожидается до конца I квартала. Назначение субординированного депозита — финансирование инфраструктурных проектов, которые отберет правительство.

«Главное условие такое — ни одного дня эти деньги не должны быть у банка, только в бумагах государства или компаний», — подчеркивает чиновник финансово-экономического блока. Сначала ВТБ купил на полученные деньги короткие ОФЗ с погашением 30 марта, которые Минфин выпустил под Новый год. «Руководство ВТБ иронизировало: «Даже подержать в руках толком не дали», — рассказывает федеральный чиновник.

Как только ОФЗ будут погашены, госбанк направит их на выкуп облигаций РЖД, говорят два федеральных чиновника. Минфин изначально выпускал бумаги таким сроком, чтобы подстроиться под инвестпрограмму РЖД — они гасятся в тот момент, когда должны начаться инвестиции, объясняет один из собеседников «Ведомостей». РЖД нужны средства на финансирование программы в течение года, говорит представитель монополии. Инвестпрограмма компании на 2015 г. — 414 млрд руб. Предполагалось, что 100 млрд руб. из них будет привлечено за счет пенсионных накоплений — ВЭБ должен был выкупить инфраструктурные облигации РЖД, как уже делал в 2013 г. Но в ноябре 2014 г. председатель ВЭБа Владимир Дмитриев предупредил, что из-за замораживания пенсионных накоплений выкупать облигации, скорее всего, будет не на что: «Пенсионная реформа у нас реализуется, значит, деньги все изымаются. Накопительной части нет». В ответ РЖД сразу же пригрозила сократить инвестпрограмму на 2015 г.

Правительство быстро нашло замену пенсионным деньгам для финансирования деятельности РЖД: Минэкономразвития еще в прошлом году предложило выкупить облигации компании на средства ФНБ. Паспорта инвестпроектов РЖД, на которые пойдут деньги ФНБ, правительство утвердило в конце прошлого года (см. инфографику). У РЖД есть и другие источники — средства ФНБ их дополнят, объясняет федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. До получения средств РЖД должна будет подготовить комплексное обоснование каждого проекта, защитив его в Минэкономразвития и Минфине, а также провести технологический и ценовой аудит, следует из распоряжения правительства.

Несмотря на грядущее сокращение всех расходов бюджета, РЖД по-прежнему пользуется господдержкой: например, в декабре Минтранс одновременно получил два поручения — представить предложения о сокращении транспортных расходов на 95 млрд руб., но при этом изыскать дополнительные 6 млрд (к уже выделенным 15 млрд) на проектирование высокоскоростной магистрали Москва — Казань.

Источник