С оглядкой на себя

Не надо ничего изобретать; для спасения России нам уже всё дано.

В среде националистов не прекращаются разговоры о том, как спасти русский народ, как вывести русских из состояния угнетенного большинства, как националистам добиться ведущих позиций в политической жизни страны. Рецепты и идеи самые разные, начиная от конкретных и заканчивая утопическими. Однако часто люди ищут причины вовне, не обращая внимания на главное, на самих себя.

Приведу два случая с последнего митинга.

Случай первый

Проходя через скопление народа, я услышал отрывок разговора молодого соратника с пожилой женщиной. Молодой человек в ярости высказывал старшей:

— Мы их всех перережем и установим наш порядок, наш казачий порядок…

Молодой казак, считая свой гнев праведным, не задумался о том, что нарушил заповедь уважения к старшим – а это основа казачьего этикета, в старые времена за нарушение этого правила публично пороли взрослых мужиков. Но главное, казак не хочет «жизнь положить за Веру и Отечество», но хочет «врагов резать».

Искренне надеюсь, что если дать ему нож, то он не решится. В реальности, «резать» – это не «круто» и не «сильно». Это страшно, мерзко и отвратительно. Решиться на это может или конченый урод, или человек, настолько любящий свой народ, что готов пройти через всё. И он это сделает, если по-другому будет уже никак нельзя, и точно не будет этим хвастаться. Представьте себе духовный уровень человека, который искренне любит народ. Не абстрактных «русских», а каждого соотечественника, со всеми недостатками. Такой духовный исполин обязательно осознает, какой ужас убивать, какой страшный рубец останется на его душе, и сколько боли, трудов и скорбей потом надо будет выдержать для того, чтобы очиститься перед Богом.

Случай второй

Олег Кассин, сопредседатель «Народного Собора» назвал Патриарха «главой церкви», и из толпы раздался гневный крик. Кто же это, провокатор? Нет, это наш соратник кричал: «Еретик! Глава нашей церкви – Христос!». Он в страшном гневе прошёл почти рядом со мной, рассыпая проклятия, и, бросив священникам: «Почему вы его не остановите?», удалился с митинга.

Это, конечно, хорошо, что человек так ревностно выполняет правило об обличении неправды, но только где тут любовь? Ведь написано: «Если брат заблуждается, сначала образумь сам, потом позови двух братьев, потом скажи церкви, и уже если церкви не послушает, то будет он тебе язычник и мытарь». Только так обличая неправду, можно реализовать любовь к ближнему, — расходуя свои силы, терпя поношение от заблудшего не ради собственной славы, но во имя его спасения.

Какая истинная причина гневных криков из толпы? Может быть, желание осудить, унизить? Есть много всяких «желаний», которые в православии называются «похоти». Получается, что не всякий благой поступок благ, если за ним скрываются похоти и страсти.

Наши враги – бесы и их земные рабы побеждают, провоцируя в людях низменные страсти. Невозможно спасти народ, оставаясь уязвимым для оружия врага. Надо хранить кротость (доброжелательное спокойствие ума) в общении со всеми ближними, даже если они грешат.

Русский народ грешен; не любя грешников, нельзя любить Россию. Нельзя терпеть грех, но ненавидя грешника, ты ненавидишь больного брата, случайно или по немощи упавшего в грязь.

Разобщенность и глухота народа – прямое следствие того, что мы не соблюдаем должной духовной дисциплины. Чтобы делать что-то успешно, нужно принимать правильные решения, нужно уметь отличать хорошее от плохого, а успешное от провального. Страсть – это извращение ума; страстному хорошее кажется плохим, а плохое хорошим. Например, гомосексуализм нам кажется отвратительным, им кажется приятным. Остальные страсти принципиально такие же, поскольку разум вывернут наизнанку. Но если разум наизнанку, невозможно принимать правильные решения…

Приведенные случаи – отступление от исполнения закона Божьего. Хотя именно закон Божий и есть непременное условие успеха в любом деле. Духовное очищение в таинствах Божиьх лечит душу и исправляет разум. Церковное предание содержит инструкции, разумное применение которых позволяет всегда принимать правильные решения. Подлинная жизнь в церкви – жизнь общины Храма – объединяет людей и прививает осознание того, что ближние не только единоверцы, но и прямые родственники. Мы ищем утерянную соборность, но она рядом: на общей трапезе, в воскресной школе…

Бог уже дал нам всё, что нужно для спасения России и русского народа. Он дал нам церковь, свои таинства и закон. Если мы будем на деле исполнять их и возрождать Россию как место, где наиболее удобно их выполнять, то обязательно победим. Если мы хотим силы России для удовлетворения своих страстей или ленимся жить по закону, откладывая работу над собой, или считаем, что «создадим условия, и кто-то помолится вместо нас», то наши дела очень плохи.

Соратник «Народного Собора»