Стратегически значимая инициатива Международного фонда славянской письменности и культуры

Интервью с Почётным координатором Движения «Народный Собор», д.с.н., проф., чл-корр. РАО, вице-президентом Российской социологической ассоциации, С.И. Григорьевым.

Интервью с Почётным координатором Движения «Народный Собор», научным руководителем научно-образовательного центра МФСПиК, д.с.н., проф., чл-корр. РАО, вице-президентом Российской социологической ассоциации Святославом Ивановичем Григорьевым.

Корр.: Святослав Иванович, нам стало известно, что по инициативе целого ряда ученых и деятелей культуры, писателей России на базе Правления Международного фонда славянской письменности и культуры, Института художественного образования РАО, редакций журналов: «Социальные силы славянского мира XXI века», «Муниципальный мир», «Образование и социальное развитие региона», «Социс» и др. в 2011 году был создан научно-образовательный центр «Культура – основа качества образования, жизненных сил человека и общества». На его основе вы продолжили серию конкурсов «Культура – основа качества образования», а также объявили новый всероссийский конкурс «Русская художественная литература в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин в учебных заведениях России начала XXI века». Это – очень интересные, важные события в нашем образовательном пространстве. И нам хотелось бы поподробнее узнать как это и почему вдруг случилось, что будет происходить в ближайшее время.

Григорьев С.И.: Спасибо за интерес к этим событиям, их значимости в современной России… И тем более, что они ориентированы на национально-государственное возрождение России, русского народа как государствообразующего этноса нашей страны, обеспечивающего ее силу и стабильное прогрессивное развитие, благоприятные условия жизни, благополучие других коренных народов, а также национально-этнических групп, имеющих за ее пределами свои национально-государственные образования. Сохранение с ее помощью национально-культурной, духовной гуманитаризации образования в сегодняшней России ее национально-государственного статуса и мощи в условиях масштабных и отрицательных, разрушительных последствий вульгарно-рыночных реформ последнего 20-летия – главная задача патриотической общественности России в интересах всех ее народов, в интересах прогрессивного мирового развития… И тем более, что мы сегодня являемся свидетелями серьезного падения качества образования на всех уровнях его организации в стране.

Корр.: Почему средством решения этих масштабных задач вы предложили использование русской художественной литературы? Просвещенному обывателю, сидящему днями в интернете, это ведь не будет понятно и привлекательно… Ему ведь надо как можно больше «крутой», «соленой» информации, ее оперативность.

Григорьев С.И.: Мы потому и возвращаем образование сегодня к его корневой, национально-культурной основе, к сохранению базовых национально-государственных, духовных ценностей, что между прочим не отрицает позитивной полезной в том числе оперативной информации из интернета, из программ телевидения, публикацией других СМИ… Другое дело – приоритеты и пропорции, характер и цели использования этой информации, которая всегда должна служить преемственному, органичному, социокультурному, социально-историческому развитию человека и общества, его национально-государственной прочности. А русская художественная литература, начиная с древних времен, со «Слова о полку Игореве», уже более тысячи лет служит этому, помогая нам преодолевать «лихие времена». И сегодняшний день – не исключение!

Корр.: Вы акцентируете внимание именно на русской литературе или в принципе возвращаете отечественное образование к уважительному, масштабному использованию художественной литературы в целом?

Григорьев С.И.: На примере отечественной, русской художественной литературы наш конкурс будет акцентировать и то и другое. Однако для России, я хотел бы вновь особо подчеркнуть то обстоятельство, что у нас в стране именно русская литература может наиболее эффективно, масштабно служить социокультурному, духовно-нравственному и национально-государственному возрождению. И наш конкурс ориентирован, прежде всего – на это!

Корр.: Какие номинации предусмотрены при проведении конкурса, оценки конкурсных работ?

Григорьев С.И.: Их несколько: во-первых, номинация, посвященная проблемам использования русской художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе России; во-вторых, это номинация, где будут представлены работы, посвященные использованию русской художественной литературы в преподавании социогуманитарных дисциплин в учреждениях начального профессионального и среднего специального образования; в-третьих, номинация, посвященная презентации работ об использовании нашей художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук в российских вузах рубежа ХХ – XXI веков; в-четвертых, это номинация, где будут рассматриваться учебно-методические материалы об использовании русской художественной литературы в преподавании социогуманитарных наук системы послевузовского образования; наконец, пятая номинация ориентирована на обобщение опыта создания учебно-методических комплексов, основанных на опыте преподавания гуманитарных и социальных дисциплин с использованием русской художественной литературы.

Корр.: Какие основные требования будут предъявляться работам, поданным на конкурс?

Григорьев С.И.: На конкурс могут быть представлены как уже опубликованные работы, так и их рукописи, новые учебные материалы. При этом заявленные на конкурсе работы сопровождаются двумя рецензиями специалистов в области социальных и гуманитарных наук, имеющих научные звания, а также сопроводительным письмом-заявкой на участие в конкурсе, содержащей информацию об опыте создания и использования учебных материалов данного характера в педагогической практике. При этом в конкурсе могут быть рассмотрены учебные пособия, подготовленные на основе ГОС ВПО, образовательных стандартов 1,2 и 3 поколения.

Базовыми критериями оценки качества конкурсных материалов являются:
— адекватность содержания используемой художественной литературы в учебном процессе тематике преподаваемого учебного предмета;
— соответствие содержанию учебных предметов используемых образов русской художественной литературы;
— использование идей и социально-философского содержания русской художественной литературы, ее образов в доказательствах преимуществ поступательного, эволюционного органичного социокультурного развития российского общества, его истории, государственности, населения страны, каждого отдельного человека;
— соблюдение требований стандартного оформления учебно-методической литературы в соответствии с жанром учебного пособия (учебник, хрестоматия, словарь, сборник, контрольно-обучающих заданий и др.);
— отсутствие стилистических, орфографических погрешностей оформления текстов конкурных работ;
— наличие электронной и бумажной версий, копий текста конкурсной работы, а также документов ее сопровождения и др.

Корр.: Несколько слов о сроках проведения конкурса…

Григорьев С.И.: Конкурс проводится в течение 2012 года в два этапа: первый этап – до 1 октября 2012; второй – с 1 октября до 20 декабря 2012 года. Награждение победителей и призеров конкурса будет проведено в феврале 2013 года в Международном фонде славянской письменности и культуры, его научно-образовательном центре «Культура – основа качества образования, жизненных сил русского человека и общества».

Корр.: Спасибо, Святовлав Иванович, за интересную информацию. Успехов вам в этом важном деле!

Григорьев С.И.: Пожалуйста. Вам спасибо за интерес к этой стратегически значимой для современной России проблематике.