Пишущий должен уметь говорить

Писатель о способах выживания литературы.

Советский Союз по праву считался самой читающей страной. Тиражи книг отечественных и зарубежных авторов, классиков и современников измерялись цифрами со многими нулями – большинство нынешних авторов могут только завидовать своим предшественникам. В книжные магазины выстраивались длинные очереди, иметь собрания сочинений в домашней библиотеке считалось престижным, поклонники творчества известных писателей буквально ломились на авторские вечера.

Времена книжного дефицита и ажиотажа стали достоянием истории. Как можно оценить ситуацию, сложившуюся в русской литературе? Об этом журналист Анатолий Беднов беседует с архангельским писателем, автором более полутора десятков книг, руководителем регионального отделения движения «Народный Собор» Александром Тутовым.

А.Тутов:— Да, люди сейчас мало читают. Одна из причин в том, что книги стали очень дорогими. Литературные мероприятия мало затрагивают общество, ограничиваясь узким кругом лиц. Идет борьба за читателя и, соответственно, за гражданина. Кроме того, появилось много книг на электронных носителях, аудиокниги, публикации в Интернете, составившие конкуренцию печатным изданиям. Но все равно найдется немало людей, которые ни за что не откажутся от книжного варианта.

Еще одна тема – «неформат». Издательства делают так называемые «сериалы» далеко не самых высоких художественных достоинств, такие, как «Сталкер» (название, мягко говоря, позаимствовано у братьев Стругацких). Или сериал «Метро», который тоже ничего серьезного собой не представляет. Активно тиражируются книги депрессивные, антиутопий стало слишком много, а положительных книг все меньше. Наряду с этим много развлекательной «жвачки» вроде произведений Дарьи Донцовой.

Тиражи огромные, читаются легко, но никто и ничего из прочитанного вспомнить не может.

Русской патриотической прозы издается совсем немного. Хотя дело, конечно, не в жанре и не в направлении. Все наши классики писали в разных жанрах. Например, Пушкина и Гоголя можно назвать классиками фантастики.

А.Беднов:— Тяжелее всего, наверное, приходится молодым авторам, делающим первые шаги в литературе?

А.Тутов:— Многим писателям сегодня трудно пробиться, особенно авторам из глубинки. Если у тебя нет связей, возможностей, ты вряд ли будешь опубликован. Поэтому и был задуман областной литературный фестиваль «Земля родная», чтобы помочь опубликоваться авторам из районов. Там есть таланты, но они печатаются только в районных многотиражках. Некоторые сами делают сборники, но при этом страдает качество, не всегда отбираются действительно достойные произведения.

А.Беднов:— А как же литературные издания: журналы, коллективные сборники, где можно напечататься?

А.Тутов:— Что мы имеем? Газета «Графоман» в Вельском районе, исполняющая роль областной писательской газеты. Журнал «Двина», который непонятно по какому принципу отбирает и печатает авторов.

Мне проще, я публикуюсь в Москве. Но большинству авторов это недоступно. Что бы там не говорили, но для писателя нет ничего хуже, чем писать «в стол».

Программы поддержки авторов нет, по крайней мере, в нашем регионе. Есть проблемы и с книгопродажей: большие накрутки на книги в магазинах, в два и более раза по сравнению с первоначальной ценой. Особенно трудно издать патриотическую литературу. Часто молодые авторы просто отмахиваются от нее: во-первых, «неформат», а во-вторых, популярными часто становятся не самые лучшие произведения, а те, вокруг которых провели PR-кампанию.

А.Беднов:— Что же делать в такой ситуации молодому писателю?

А.Тутов:— Он должен уметь разговаривать с читателем, не бояться организовывать встречи, идти в школы, вузы и там представлять свои произведения. Учить молодежь читать, а самому учиться говорить. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Особенно когда ты пишешь о том, что пережил лично. Как бы не относиться к Эдуарду Лимонову, но он пишет о том, через что прошёл сам…

А.Беднов:— Что могла бы сделать для поддержки литературы власть?

А.Тутов:— Можно было бы проводить литературный конкурс областного уровня, при этом должна быть большая комиссия, которая отбирает произведения для публикации. До сих пор это делалось на общественных началах: литературный конкурс фестиваля «Нордкон», детский конкурс. Но, несмотря на раскрутку и поддержку, издавать сборники всё равно пришлось на свои деньги.

А.Беднов:— Фестиваль «Земля родная» тоже общественное мероприятие?

А.Тутов:— Да. Первоначально мы проводили его на собственные средства в Красноборске, потом в Коряжме, после этого его передали в другие руки, и фестиваль зажил самостоятельной жизнью. В этом году он проходит в Ильинско-Подомском в последних числах сентября.

А.Беднов:— Насколько известны в регионе и в России местные литераторы?

А.Тутов:— Что бы там не говорили, наших северных авторов читатели не знают. Кто известен за пределами области? Все тот же набор имен: Ломоносов, Абрамов, Шергин, Писахов, Личутин.

Радует, что в районах появились сообщества литераторов, в том числе при нашей поддержке. Но большинство авторов варится в собственном соку.

А.Беднов:— Как можно в целом охарактеризовать архангельское литературное сообщество?

А.Тутов:— Создается впечатление, что наши писатели бесхребетные, без гражданской позиции. А те, у кого она есть, становятся известными только после того, как уезжают из области. Например, Николай Редькин; сейчас он живёт в Москве, руководит издательством, выпускает хорошие книги и сам пишет. Мы с ним вдвоем попали в финал конкурса «Золотой витязь».

А.Беднов:— Что ответить тем, кто «принципиально» не читает книг?

А.Тутов:— Есть люди, которые гордятся тем, что не читают, особенно молодежь. Но надо учесть, что у таких, не читающих, не только хуже подвешен язык, но, могу сказать как невролог, выше риск развития старческого слабоумия. А у читающих, напротив, больше шансов на здоровое творческое долголетие.

А.Беднов:— Какой должна быть подлинно гражданственная литература?

А.Тутов:— Пробуждать добрые чувства, но иногда быть и «кусачей». Быть не разрушительной, а созидательной, помогающей людям выжить в современном мире и построить нормальное общество.